Искусство в психологии, альманах
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ АЛЬМАНАХ ПО АРТ-ТЕРАПИИ. ISSN 2683-0159. № 1 (3), 2021

ВЫПУСК №3

периодический элект­рон­ный научный альманах Восточно-европейской ассоциации арт-терапии
посвящен исследованию актуальных вопросов теории и практики психологии искусства и арт-терапии
предназначен для специалистов в области философии, искусства, психологии и педагогики

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ
АЛЬМАНАХ ПО АРТ-ТЕРАПИИ. ISSN 2683-0159.
№ 1 (3), 2021

Искусство в психологии, альманах

ВЫПУСК №3

периодический элект­рон­ный научный альманах Восточно-европейской ассоциации арт-терапии
посвящен исследованию актуальных вопросов теории и практики психологии искусства и арт-терапии
предназначен для специалистов в области философии, искусства, психологии и педагогики

Доро­гие чита­тели!
Тре­тий выпуск Альма­наха «Искусство в психо­ло­гии» полнос­тью посвя­щен результа­там ана­лити­че­ского и эмпи­риче­ского иссле­дова­ния в рамках между­народ­ного науч­но-фило­соф­ского про­екта «Онто­ло­гия само­регу­ля­ции. Искусство как средство пре­одо­ле­ния пандемии».

Спе­циа­листы из Болга­рии и России в области онто­ло­гии, фено­мено­ло­гии, герме­нев­тики, фило­со­фии и психо­ло­гии искусства, арт-тера­пии и психо­те­ра­пии в тече­ние полу­года осу­ществ­ляли совмест­ное изу­че­ние воздейст­вия искусства (образа) на пси­хиче­ское состо­яние инди­виду­ума, нахо­дяще­гося в ситу­ации перма­нент­ного психо­логиче­ского стресса.

В ана­лити­че­ском иссле­дова­нии и в про­лон­ги­рован­ном экспе­рименте при­няли учас­тие предс­та­ви­тели ака­деми­че­ских школ в различ­ных облас­тях зна­ний (фило­со­фии, науки и искусст­ва): к.ф.н., доц. Валери Личев, PhD Нико­лина Делева, PhD Лилия Сазо­нова, PhD Мина Спа­сова, PhD Сне­жанка Сто­янова, д.искуст.н., проф. Петер Цанев, PhD Марга­рита Божи­лова, д.пс.н., проф. Евге­ний Черный, д.м.н., проф. Виктор Самох­ва­лов, д.пс.н., проф. Алек­санд­р Андреев, Юлия Андре­ева и автор этой статьи.

Целью иссле­дова­ния явля­ется созда­ние и реа­лиза­ция таких моде­лей и форм работы с объек­тами искусства, кото­рые, с одной сто­роны, позво­ляли бы субъекту выра­жать чувства и мысли, пере­даю­щие деструк­тив­ное пере­жива­ние состо­яния поте­рян­ности и страха, а с дру­гой, бла­го­даря твор­честву раскры­вать новые кре­атив­ные возмож­ности и тем самым сни­мать тре­вогу и пси­хиче­ское напря­же­ние, обус­лов­лен­ное неоп­ре­делен­ностью разви­тия общест­вен­ного процесса.

Мы убеж­дены в том, что осоз­на­ющая себя личность, ори­енти­рован­ная на поиск и нахож­де­ние гума­нис­ти­че­ских смыс­лов, спо­собна не только пере­жить труд­ные жизнен­ные обсто­ятельства, но и, каза­лось бы, в тупи­ко­вых ситу­ациях, обрести новое зна­ние о себе и мире, стать более совер­шен­ной и жизне­стойкой.

И в этом ей может помочь искусство, при­рода кото­рого оста­ется сокры­той для раци­онального мышле­ния, но кото­рое посредст­вом про­ник­но­ве­ния обра­зов в созна­тельное и бессоз­на­тельное спо­собно изме­нить воспри­ятие агрес­сив­ной ситу­ации, про­бу­дить моти­ва­цию к пости­же­нию сущности того фено­мена, кото­рым мы явля­емся для самих себя.

То есть мы сами, как отра­же­ние наших смыс­лов и чувств, предс­таем перед собой в качестве пред­мета иссле­дова­ния. Рожда­емые в нас образы как про­екции нашего бессоз­на­тельного, и Нечто, что оста­ется для нас неяс­ным, но инту­итивно узна­вае­мым, ста­новятся объек­тами нашего ана­лиза и действия.

И тем самым, позна­вая сущность образа, мы все глубже про­ни­каем в содер­жа­ние сво­его бессоз­на­тельного и того Нечто, что невоз­можно опре­де­лить на языке раци­ональной логики. В этом мы видим не столько средство осво­бож­де­ния от нега­тив­ных чувств, нахож­де­ние кото­рого каждым чело­ве­ком прев­ра­щается в увле­кательную игру вооб­ра­же­ния, а мы видим цель по расши­ре­нию поля его созна­ния и само­познания.

На основе результа­тов первого этапа иссле­дова­ния, дока­зыва­ющих эффек­тив­ность оздо­рови­тельного воздейст­вия худо­жест­вен­ного образа на целост­ное состо­яние чело­века, было при­нято реше­ние о созда­нии между­народ­ной науч­но-прак­ти­че­ской лабо­рато­рии «Пси­холо­гиче­ское здо­ро­вье чело­века в усло­виях перма­нент­ной неоп­ре­делен­ности», в рамках мето­доло­гиче­ских подхо­дов кото­рой будет про­дол­жено иссле­дова­ние данной проблематики.

Д.ф.н., к.пс.н., проф. В.Н. Никитин

Доро­гие чита­тели!
Тре­тий выпуск Альма­наха «Искусство в психо­ло­гии» полнос­тью посвя­щен результа­там ана­лити­че­ского и эмпи­риче­ского иссле­дова­ния в рамках между­народ­ного науч­но-фило­соф­ского про­екта «Онто­ло­гия само­регу­ля­ции. Искусство как средство пре­одо­ле­ния пандемии».

Спе­циа­листы из Болга­рии и России в области онто­ло­гии, фено­мено­ло­гии, герме­нев­тики, фило­со­фии и психо­ло­гии искусства, арт-тера­пии и психо­те­ра­пии в тече­ние полу­года осу­ществ­ляли совмест­ное изу­че­ние воздейст­вия искусства (образа) на пси­хиче­ское состо­яние инди­виду­ума, нахо­дяще­гося в ситу­ации перма­нент­ного психо­логиче­ского стресса.

В ана­лити­че­ском иссле­дова­нии и в про­лон­ги­рован­ном экспе­рименте при­няли учас­тие предс­та­ви­тели ака­деми­че­ских школ в различ­ных облас­тях зна­ний (фило­со­фии, науки и искусст­ва): к.ф.н., доц. Валери Личев, PhD Нико­лина Делева, PhD Лилия Сазо­нова, PhD Мина Спа­сова, PhD Сне­жанка Сто­янова, д.искуст.н., проф. Петер Цанев, PhD Марга­рита Божи­лова, д.пс.н., проф. Евге­ний Черный, д.м.н., проф. Виктор Самох­ва­лов, д.пс.н., проф. Алек­санд­р Андреев, Юлия Андре­ева и автор этой статьи.
Целью иссле­дова­ния явля­ется созда­ние и реа­лиза­ция таких моде­лей и форм работы с объек­тами искусства, кото­рые, с одной сто­роны, позво­ляли бы субъекту выра­жать чувства и мысли, пере­даю­щие деструк­тив­ное пере­жива­ние состо­яния поте­рян­ности и страха, а с дру­гой, бла­го­даря твор­честву раскры­вать новые кре­атив­ные возмож­ности и тем самым сни­мать тре­вогу и пси­хиче­ское напря­же­ние, обус­лов­лен­ное неоп­ре­делен­ностью разви­тия общест­вен­ного процесса.

Мы убеж­дены в том, что осоз­на­ющая себя личность, ори­енти­рован­ная на поиск и нахож­де­ние гума­нис­ти­че­ских смыс­лов, спо­собна не только пере­жить труд­ные жизнен­ные обсто­ятельства, но и, каза­лось бы, в тупи­ко­вых ситу­ациях, обрести новое зна­ние о себе и мире, стать более совер­шен­ной и жизне­стойкой.

И в этом ей может помочь искусство, при­рода кото­рого оста­ется сокры­той для раци­онального мышле­ния, но кото­рое посредст­вом про­ник­но­ве­ния обра­зов в созна­тельное и бессоз­на­тельное спо­собно изме­нить воспри­ятие агрес­сив­ной ситу­ации, про­бу­дить моти­ва­цию к пости­же­нию сущности того фено­мена, кото­рым мы явля­емся для самих себя.
То есть мы сами, как отра­же­ние наших смыс­лов и чувств, предс­таем перед собой в качестве пред­мета иссле­дова­ния. Рожда­емые в нас образы как про­екции нашего бессоз­на­тельного, и Нечто, что оста­ется для нас неяс­ным, но инту­итивно узна­вае­мым, ста­новятся объек­тами нашего ана­лиза и действия.

И тем самым, позна­вая сущность образа, мы все глубже про­ни­каем в содер­жа­ние сво­его бессоз­на­тельного и того Нечто, что невоз­можно опре­де­лить на языке раци­ональной логики. В этом мы видим не столько средство осво­бож­де­ния от нега­тив­ных чувств, нахож­де­ние кото­рого каждым чело­ве­ком прев­ра­щается в увле­кательную игру вооб­ра­же­ния, а мы видим цель по расши­ре­нию поля его созна­ния и само­познания.

На основе результа­тов первого этапа иссле­дова­ния, дока­зыва­ющих эффек­тив­ность оздо­рови­тельного воздейст­вия худо­жест­вен­ного образа на целост­ное состо­яние чело­века, было при­нято реше­ние о созда­нии между­народ­ной науч­но-прак­ти­че­ской лабо­рато­рии «Пси­холо­гиче­ское здо­ро­вье чело­века в усло­виях перма­нент­ной неоп­ре­делен­ности», в рамках мето­доло­гиче­ских подхо­дов кото­рой будет про­дол­жено иссле­дова­ние данной проблематики.

Д.ф.н., к.пс.н., проф. В.Н. Никитин

ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕРАПИИ ИСКУССТВОМ
Владимир Никитин.
Боги в нас: отношение сознания к телу
Статья посвящена анализу результатов эмпирического исследования воздействия образов на состояние мозга реципиентов, прошедших пролонгированный курс обучения арт-терапевтическим и трансперсональным методам регуляции стрессовых состояний.
С позиций идиографизма рассматриваются показатели энцефалограмм, зафиксированные в состоянии транса, и содержание проективных рисунков. Интерпретация их значений позволяет говорить о связи сознания с телом.
Автором подчеркивается мысль о том, что психическое и физическое составляют единое поле личности, не сводимое только к оценке психофизических признаков. В заключении статьи делается вывод о том, что определение отношения сознания к телу не может быть достижимым без исследования как объективных, так и метафизических форм проявления индивидуальности.
Петер Цанев.
Искусство без своего медиума: мир после психологического модернизма
Глобальная пандемия COVID‑19 подняла много вопросов о будущем синкретизме между психологией и искусством. В статье переосмысливается наследие «психологического модернизма» в радикальных моделях психологической эстетики, арт-терапии и новых жанрах психологического искусства, которые в настоящее время тематизируют психологические категории в контексте современной культуры.
Валери Личев.
Пандемия, искусство и онтология человеческого бытия
В статье исследуются языковые аспекты человеческого бытия, их трансформация или деградация в условиях вынужденной социальной изоляции. Творчество – это способ справиться с проблемами одиночества. И, как таковое, оно может заменить отсутствие межличностных контактов. Однако это было бы невозможно, если бы творчество не было основано на языковых структурах, которые некоторые исследователи часто не замечают или игнорируют.
Виктор Самохвалов.
Депривационный стресс как фактор стимуляции творческого процесса
Физическая и психическая изоляция являются в эволюции универсальными факторами стимуляции воображения и творческого процесса. Об этом свидетельствуют факты биологии поведения, клиники и творчество в социальных сетях периода пандемии.
Наталья Никитина.
Кто усовершенствовался, тот открыл мир возможностей
В статье представлен взгляд автора на тему здоровья и совершенствования. Автор убежден, что философские идеи Льва Николаевича Толстого о жизни, о человеке и его жизненном пути, несомненно, имеют непреходящее значение по своей сути. Лев Николаевич Толстой искренне верил и всей своей жизнью продемонстрировал, что человек рожден для того, чтобы действовать и совершенствоваться.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНИКИ ИМОДЕЛИ АРТ-ТЕРАПИИ
Александр Андреев, Юлия Андреева.
Форма проявляет суть
Спонтанная оздоровительная саморегуляция на основе телесной и арт гештальт-терапии

В статье рассматривается процесс творческого самовыражения при работе с глиной и телом. Демонстрируется связь между творческим самоисследованием и развитием здоровья на основе телесно ориентированной и арт-гештальт-терапии.
Снежанка М.Стоянова.
Пандемия– впоисках «внутренней опоры»
посредством художественного творчества и развития социального чувства

В статье исследуется феномен художественного творчества с позиции арт-терапевтического подхода, направленного на построение «внутренней опоры» и развитие социального чувства в процессе самоутверждения личности в условиях пандемии и жизненного кризиса.
Маргарита Божилова-Андонова.
Три «В»– воображение, воля ивдохновение
Три «В» – воображение, воля и вдохновение – в обучении актера театра движения во время пандемии

Театр движения – это невербальное пространство, в котором тело актера благодаря рационально продуманным позам, жестам и знакам создает театральный мир с помощью фраз своего движения, которые вызывают эмоциональный отклик в сознании публики. И именно Воля, Воображение и Вдохновение являются основными конструктивными элементами в процессе актерского творчества.
В творчестве, как и в жизни, медленно, но неизменно входит и утверждается на своем месте и другая составляющая человеческого бытия – стресс. Стресс может проявляться и как мотивирующий фактор, и как антистимул в рабочем и творческом процессе. Но нельзя забывать, что его длительное, постоянное фоновое присутствие может привести к психическим расстройствам и неврозу.
Эта угроза особенно актуальна в обстановке пандемии и в сопутствующей ей принудительной изоляции.
Николина Делева.
Storytelling как терапевтический метод вовремя пандемиии
Предметом статьи являются практики рассказывания историй, которые организованно и спонтанно возникают во время пандемии COVID‑19 в цифровом пространстве. Изучается их потенциал в качестве терапии, средства саморегуляции и преодоления ситуаций уязвимости, потери, страха, одиночества, депрессии, изоляции.
Лилия Сазонова.
Творчество вовремя пандемии
Настоящее исследование посвящено тому, как карантин стимулирует потребность в творческом самовыражении у обычного человека. Исследование направлено на изучение того, каким образом творческая деятельность может помочь преодолеть различные неблагоприятные последствия пандемии COVID‑19, такие как изоляция, беспокойство, страх, депрессия, чувство потери у взрослых и детей. В качестве метода исследования применялось интервьюирование респондентов из двух социальных групп, проживающих в Софии и Афинах.
Мина Спасова.
Пандемия как пограничная ситуация. Проблемы, скоторыми нам приходится жить итворить
В ситуации пандемии человек столкнулся с рядом новых испытаний, в которых необходимо переосмыслить важные жизненные вопросы. Я рассматриваю творческий акт как дарение любви, как трансформацию, в которой отражаются наши страхи, беспокойства и радости, чтобы дистанцироваться от них и взглянуть на них со стороны, с новой точки зрения.

Редакция

Главные редакторы:
проф. Петер Цанев (Болгария),
проф. Владимир Никитин (Россия).

Научный редакционный совет:
проф. Виктор Самохвалов (Чехия),
проф. Нели Бояджиева (Болгария),
проф. Людмила Лебедева (Россия),
проф. Елена Сорокоумова (Россия),
проф. Наталия Матвеева (Россия),
PhD Снежанка Стоянова (Болгария),
PhD Юлиана Будаи (Венгрия),
PhD Эдит Балог (Венгрия).

Редакторы:
Наталья Никитина (Россия),
Юлия Костина (Россия).

Переводчики:
Снежанка Стоянова (Болгария),
Наталья Никитина (Россия).

E-mail: info@art-in-psychology.com
Альманах учрежден Восточно-европейской ас­со­циацией арт-терапии / East European Arts Therapy Association (Болгария, г. София), выпускается «Лабораторией Арт-терапии».
Издается на русском, болгарском и английском языках.

Зарегистрирован 04.11.2019 Национальным центром ISSN в Болгарии / Българска национална агенция за ISSN.
Регистрационный номер: ISSN 2683-0159.
Издается с ноября 2019 года. Выходит раз в полугодие.

Сайт East European Arts Therapy Association (ЕЕАТА):
eeata.net


Републикация части материала, не превышающей по объе­му 25% исходной статьи, допускается с обязательным указа­нием автора и гиперссылкой на адрес полнотекстового материала на сайте: art-in-psychology.com.

© East European Arts Therapy Association, 2021
© Лаборатория Арт-терапии, 2021
Наверх