БОГИ В НАС:

отношение сознания к телу
30.08.2021

Ста­тья посвя­щена ана­лизу резу­льта­тов эмпи­риче­ского иссле­дова­ния воздейст­вия обра­зов на состо­яние мозга реци­пиен­тов, про­шед­ших про­лон­ги­рован­ный курс обу­че­ния арт-тера­пев­ти­че­ским и транс­пер­со­на­льным мето­дам регу­ля­ции стрес­со­вых состояний.
С пози­ций иди­огра­физма рассмат­ри­ваются пока­за­тели энце­фалог­рамм, зафик­си­рован­ные в состо­янии транса, и содер­жа­ние про­ектив­ных рисун­ков. Интерп­ре­та­ция их зна­че­ний позво­ляет гово­рить о связи созна­ния с телом.
Авто­ром подчер­ки­вается мысль о том, что пси­хиче­ское и физи­че­ское состав­ляют еди­ное поле личности, не сво­ди­мое только к оценке психо­фи­зиче­ских приз­на­ков. В заклю­че­нии ста­тьи дела­ется вывод о том, что опре­деле­ние отно­ше­ния созна­ния к телу не может быть дости­жи­мым без иссле­дова­ния как объек­тив­ных, так и мета­физи­че­ских форм про­явле­ния индивидуальности.

психолог, арт-терапевт
Предыстория вопроса

Созна­ние чело­века – пси­хиче­ский фено­мен, предс­та­ющий перед самим собой как объект и пред­мет наблю­де­ния и ана­лиза. В отра­же­нии себя через высве­чива­ющи­еся для созна­ния области рефлек­сии мы, как личности, наде­емся распоз­нать свою инди­виду­альность. Нас при­тяги­вает тайна нашего про­исхож­де­ния, нашего начала как осоз­на­ющих себя субъек­тов мироздания.

Для кого-то этот вопрос нахо­дится на пери­фе­рии рефлек­сии. Но для кого-то он опре­де­ляет образ жизни. Наско­лько себя помню, мысль о том «Кто я?» и «Что будет после?» волно­вала и при­тяги­вала меня всегда. Посто­янное обра­ще­ние к этой мысли пре­доп­ре­де­лило выбор науч­ных стра­те­гий и путей поиска ответов.

Но какие нео­быч­ные собы­тия в моей жизни сде­лали эту мысль для меня зна­чи­мой? По всей види­мости, это уди­вите­льные встречи и сны, кото­рые слу­ча­лись и слу­чаются в моей жизни и кото­рые не только поро­дили глу­бо­кую веру в возмож­ности откры­тия истины, но, говоря язы­ком уче­ных, позво­лили разра­бо­тать инстру­мен­та­рий для науч­но-фило­соф­ского иссле­дова­ния фено­ме­нов про­явлен­ности сознания.

Один из снов, о встрече с Хрис­том и встрече с собой, мальчи­ком из прош­лого, в кото­ром я пере­жил неве­роят­ное по силе и ясности чувство любви, кра­соты, счас­тья и осоз­на­ние сво­его пере­рож­де­ния, я уже опуб­ли­ко­вал в между­народ­ной науч­ной моног­ра­фии совместно с проф. Пете­ром Цане­вым «Образ и созна­ние в арт-тера­пии» [3]. Трип­тих обра­зов, предс­тав­лен­ный в моем вооб­ра­же­нии тремя фраг­мен­тами встречи с мифо­логи­че­ским миром, разво­рачи­вал перед моим взо­ром живые картинки, содер­жа­ние кото­рых и физи­че­ское ощу­ще­ние реа­льности кото­рых поро­дило во мне глу­бо­кую веру в при­сутст­вии Нечто, что вно­сит в мою жизнь глу­бин­ные смыслы и цели. Опыт пере­жива­ния собы­тий и состо­яний «реа­лис­ти­че­ских» снов напол­няет меня уве­рен­нос­тью в том, что Боги в нас – это не мета­фора, не миф, а уди­вите­льное путе­шест­вие к зна­нию, уже явлен­ному нам в содер­жа­нии сно­виде­ний, это глу­бо­кое чувство при­обще­ния к большему – к Транс­цен­ден­та­льному опыту, подкреп­лен­ному жизнен­ными собы­ти­ями и мета­физи­че­скими смыс­лами. В подтверж­де­нии данной мысли еще один фраг­мент из моих воспо­мина­ний о снах.

На первом курсе уни­вер­си­тета мне в тече­ние полу­года ЕЖЕДНЕВНО сни­лось МОРЕ, про­явлен­ное в прост­ранстве узна­вае­мых очер­та­ний бере­гов (это не фанта­зия и не вымы­сел, а собы­тие, зафик­си­рован­ное в моих днев­ни­ках). Спустя 12 лет после этого сна я ока­зался в месте, при первом воспри­ятии кото­рого я нео­жиданно обна­ру­жил для себя ясный образ моего вечно повто­ряю­ще­гося сна. И это собы­тие полнос­тью изме­нило мою жизнь. Можно ска­зать, что все, что слу­чи­лось в дальней­шем и про­дол­жает разви­ваться сейчас, свя­зано с этим местом!!!

Безус­ловно, любое инди­виду­альное пере­жива­ние не может быть объек­ти­виро­вано, осо­бенно такое, как сно­виде­ние, и тем самым не может являться пред­ме­том науч­ного ана­лиза. Но как реа­льное пере­жива­ние «вирту­ального» действия оно может быть иссле­до­вано с пози­ций дру­гих подхо­дов: онто­ло­гии, фено­мено­ло­гии, психо­а­на­лиза К.Г. Юнга и т.д. Именно поэ­тому в основу нашего экспе­римента был поло­жен опыт инди­виду­ального воспри­ятия и пере­жива­ния обра­зов, рожда­емых в созна­нии реци­пиен­тов в про­цессе транса и худо­жест­вен­ного действия. Содер­жа­ние резу­льта­тов экспе­римента рассмат­ри­вается нами с двух пози­ций (науч­ной и фило­соф­ской); единство подхо­дов кото­рых, на мой взгляд, явля­ется необ­хо­ди­мым усло­вием дости­же­ния объек­тив­ного зна­ния о пред­мете наблюдения [2].

Итак, с науч­ной точки зре­ния вопрос об отно­ше­нии созна­ния к телу – это вопрос о при­роде чело­века, о его гене­зисе как социо-психо-био­логи­че­ского инди­виду­ума. Этот фено­мен отно­сится к посту­пате­льной эво­лю­ции мироз­да­ния, позна­ние кото­рого рассмат­ри­вается через призму фактов и зако­номер­нос­тей. Для мета­фи­зики и искусства, не ори­енти­рован­ных на объек­тив­ное опи­са­ние и ана­лиз явле­ний, а ско­рее скло­няю­щихся к инту­итив­ному выстра­ива­нию про­цесса изу­че­ния объекта наблю­де­ния, чело­век наде­ляется атри­бу­тами высшего тво­ре­ния, восхо­дя­щего к Нечто, что не подда­ется эмпи­риче­скому исследованию.

Со всей оче­вид­нос­тью, в разре­ше­нии проб­лемы Чело­века стал­ки­ва­лись и стал­ки­ваются пози­ции фило­со­фов и уче­ных, предс­та­вите­лей культов и искусства, про­тивос­то­яние кото­рых возможно и пре­доп­ре­де­ляло стрем­ле­ние к беско­неч­ному разви­тию и совер­шенст­во­ва­нию общества. Безус­ловно, этот вопрос опре­де­ляет цели и смыслы чело­вече­ского сущест­во­ва­ния, стра­те­гии и формы разви­тия циви­лиза­ций вчера и сегодня. На каждом витке исто­рии общества он являет себя с той или иной сто­роны, будо­ра­жит созна­ние людей, ищу­щих ответы с различ­ными миро­возз­рен­че­скими взгля­дами. Именно этой цели посвя­щено науч­но-фило­соф­ское иссле­дова­ние, собрав­шее в 2021 году предс­та­вите­лей фило­со­фии, науки и искусства под между­народ­ным про­ектом «Онто­ло­гия само­регу­ля­ции. Искусство как средство пре­одо­ле­ния панде­мии». Ана­лити­че­ские и эмпи­риче­ские резу­льтаты этого иссле­дова­ния будут предс­тав­лены в науч­ных публи­ка­циях уче­ных Болга­рии и России: к.филоф.н., доц. Валери Личева, PhD Нико­лины Деле­вой, PhD Лилии Сазо­но­вой, PhD Мины Спа­со­вой, PhD Сне­жанки Сто­яно­вой, д.искуст.н., проф. Петера Цанева, PhD Марга­риты Божи­ло­вой, д.пс.н., проф. Евге­ния Черного, д.м.н., проф. Виктора Самох­ва­лова, д.пс.н., проф. Алек­сандра Андре­ева и автора этой ста­тьи. С различ­ных мето­доло­гиче­ских пози­ций, опи­ра­ясь на ана­лити­че­ские и эмпи­риче­ские иссле­дова­ния, мы попы­таемся сое­ди­нить зна­ния из различ­ных облас­тей науки, фило­со­фии и искусства и тем самым приб­ли­зиться к пони­ма­нию при­роды чело­века, его возмож­нос­тей само­орга­низа­ции и развития.

Акту­альнос­ть

При выборе стра­те­гии науч­но-фило­соф­ского иссле­дова­ния необ­хо­димо изна­ча­льно опре­делиться с тем, каким обра­зом возможно полу­че­ние досто­вер­ного зна­ния по отно­ше­нию к объекту ана­лиза. При реше­нии данной задачи в поле иссле­дова­теля тем или иным обра­зом предс­тают мно­гочис­лен­ные точки зре­ния на пред­мет изу­че­ния, кото­рые, собственно говоря, и пре­доп­ре­де­ляют модель и алго­ритм после­дова­те­льного размыш­ле­ния и эмпи­риче­ского экспе­римента. В нашем слу­чае мы стал­ки­ваемся с гно­сео­логи­че­скими труд­нос­тями в опи­са­нии самого объекта ана­лиза, так как им высту­пает не конкрет­ный пред­мет, узна­вае­мый в системе усто­явшихся науч­ных пара­дигм и наде­лен­ный опре­делен­ными свойст­вами и качест­вами, а нечто эфе­мер­ное, не полу­чив­шее должного науч­ного опре­деле­ния и мета­физи­че­ской ясности.

Чтобы оха­рак­те­ризо­вать отно­ше­ние созна­ния к телу, нам целе­сооб­разно рассмот­реть наи­бо­лее яркие идеи на при­роду созна­ния, образа и тела чело­века с пози­ций тео­рии фило­со­фии и психо­ло­гии, предс­тав­лен­ные в различ­ные исто­риче­ские пери­оды форми­рова­ния науч­но-фило­соф­ского зна­ния. И затем обра­титься к эмпи­риче­ской части иссле­дова­ния, памя­туя о том, что вопрос о при­роде пси­хиче­ского и телес­ного оста­ется до сих пор не раскры­тым. Данная стра­те­гия, как мы ожи­даем, позво­лит уви­деть в обыч­ном нео­быч­ное, в обы­ден­ном божест­вен­ное, что может гово­рить о Нечто, кото­рое явля­ется во сне и тре­петно пере­жива­ется в состо­янии откро­ве­ния, но не подле­жит полному и окон­ча­те­льному пони­ма­нию и опи­са­нию в дискурсе номотетики.

Целью нашей работы явля­ется иссле­дова­ние и раскры­тие сущности связи пси­хиче­ского и физи­че­ского в чело­веке, возмож­ности осоз­нан­ного вли­яния инди­виду­ума на свое психо­фи­зиче­ское состо­яние посредст­вом наме­ре­ния. Эмпи­риче­ская часть иссле­дова­ния, осу­ществ­ля­емого в тече­ние 3 меся­цев, в ста­тье предс­тав­лена ана­ли­зом энце­фалог­рамм двух участ­ни­ков экспе­римента, интерп­ре­та­ция содер­жа­ния кото­рых позво­ляет уви­деть харак­тер функци­они­рова­ния мозга в прост­ранстве пре­дъяв­ля­емых идей и образов.
Анаксимандр
Платон
Демокрит
Аристотель
Анаксимандр
(Пьетро Беллотти)
Демокрит
(Антуан Куапель)
Платон
(Рафаэль Санти)
Аристотель
(Франческо Айец)
Анаксимандр
Анаксимандр
(Пьетро Беллотти)
Демокрит
Демокрит
(Антуан Куапель)
Платон
Платон
(Рафаэль Санти)
Аристотель
Аристотель
(Франческо Айец)
Зна­ния об отно­ше­нии пси­хиче­ского к телес­ному начи­нали скла­дываться в период зарож­де­ния антич­ной фило­со­фии в рамках Милет­ской школы, ярким предс­та­вите­лем кото­рой являлся Анак­си­манд­р. Для целей нашего иссле­дова­ния осо­бое вни­ма­ние заслу­жи­вает его идея о том, что в начале всего сущего лежит апей­рон – неоп­ре­делён­ное, беспре­де­льное и беско­неч­ное перво­вещество, неде­ли­мая частица, кото­рая обра­зует связи мате­риа­льного мира. Дру­гой извест­ный фило­соф Древ­ней Гре­ции, Демок­рит, рассуж­дая о перво­основе, гово­рит об атоме, по существу, наде­ляя его свойст­вами апей­рона. Мате­риа­льные неде­ли­мые частицы, сое­диня­ясь под воздейст­вием беско­неч­ного коли­чества собы­тий, порож­дают мате­риа­льные объекты, обла­даю­щие и качест­вами созна­ния. С дру­гой сто­роны, Пла­тон, осно­вав­ший первую фило­соф­скую Ака­де­мию в Афи­нах, рассмат­ри­вает абстракт­ную Идею, как некую матрицу, в кото­рой запе­чат­лены все зна­ния о мире, вклю­чая чело­века. Душа порож­дает форму, пред­по­ла­гал его после­дова­тель Арис­то­тель, иначе говоря, тело как форма есть физи­че­ское выра­же­ние содер­жа­ния души или Идеи.

О глу­бо­ком вли­янии состо­яния пси­хики на функци­она­льное состо­яние мозга гово­рят совре­мен­ные про­лон­ги­рован­ные иссле­дова­ния изме­не­ния элект­ри­че­ской актив­ности мозга под воздейст­вием различ­ных меди­татив­ных прак­тик [6, 8–9]. Однако объек­тив­ная фикса­ция гене­рали­зован­ной актив­ности нейрон­ных паттер­нов мозга, как мате­риа­лизо­ван­ный след субъек­тив­ного пере­жива­ния реци­пиен­тами различ­ных по глу­бине тран­со­вых состо­яний, не позво­ляет раскрыть при­роду созна­ния. В поле вни­ма­ния иссле­дова­те­лей попа­дают физи­че­ские отклики мате­риа­льных струк­тур мозга, ответст­вен­ных за выпол­не­ние тех или иных функци­она­льных задач. Но за скобки ана­лиза выво­дится сам вопрос о гене­зисе порож­де­ния физи­че­ского психическим.

Как это не может пока­заться стран­ным, совре­мен­ные наука и фило­со­фия спустя два тыся­челе­тия после упадка антич­ной фило­соф­ской мысли, по существу, не приб­ли­зи­лись к пони­ма­нию при­роды созна­ния. Начи­ная с работ предс­та­вите­лей фено­мено­ло­гии и экзис­тен­ци­ализма и закан­чи­вая совре­мен­ными зна­ни­ями в области постмо­дер­низма, когни­тив­ной и транс­пер­со­на­льной психо­ло­гии, кван­то­вой меха­ники и физики, двойст­вен­ность чело­вече­ской при­роды так и не полу­чила достой­ного науч­но-фило­соф­ского объяс­не­ния. И, возможно, данный вопрос был бы снят с рассмот­ре­ния, если бы не отде­льные фено­мены и факты, гово­ря­щие об объек­тив­ной вза­имо­зави­симости и вза­имо­пере­тека­емости пси­хиче­ского и телес­ного, кото­рые были обна­ру­жены как в ходе физи­че­ских, так и пси­хиче­ских экспериментов.

Напри­мер, о вли­янии пси­хики на состо­яние орга­низма гово­рят науч­но-эмпи­риче­ские иссле­дова­ния, про­веден­ные за послед­нее деся­тиле­тие в России и за рубе­жом. Согласно выво­дам группы психо­ло­гов Москов­ского госу­дарст­вен­ного уни­вер­си­тета, вве­де­ние в прак­тику повсед­нев­ной жизни комплекса здо­ро­вьес­бе­рега­ющих техно­ло­гий (дыха­те­льные и меди­татив­ные упраж­не­ния) позво­ляет успешно воздейст­во­вать на работу психо­функ­ци­она­льных систем орга­низма, улуч­шать адап­та­цион­ные про­цессы и здо­ро­вье [4]. В свою оче­редь, группа иссле­дова­те­лей из Борнмут­ского уни­вер­си­тета (Вели­коб­ри­та­ния) пока­зала, что регу­ляр­ные заня­тия тайцзи­цю­ань позво­ляют улуч­шить качество жизни и состо­яние здо­ро­вья у людей с деменцией [7].

В нашем пилот­ном иссле­дова­нии (груп­пой уче­ных Москов­ского соци­ально-педа­гоги­че­ского инсти­тута) здо­ро­вьес­бе­рега­ющих техно­ло­гий была пока­зана эффек­тив­ность воздейст­вия арт-тера­пев­ти­че­ских и транс­пер­со­на­льных подхо­дов на про­цесс регу­ля­ции акту­ального пси­хиче­ского состо­яния подрост­ков. Резу­льтаты экспе­римента позво­лили разра­бо­тать модель про­лон­ги­рован­ного иссле­дова­ния возмож­нос­тей само­регу­ля­ции моло­дыми людьми сво­его психо­фи­зиче­ского состояния [10].

Мето­доло­гия

В фило­со­фии дзен-буддизма сущест­вует поня­тие коан, содер­жа­ние кото­рого отра­жает некое нераз­ре­ши­мое про­тиво­ре­чие, напри­мер, «хло­пок одной ладо­нью». Антич­ный фило­соф Зенон опи­сал ряд пара­док­са­льных утверж­де­ний – апо­рий, объяс­не­ние смысла кото­рых на раци­она­льном уровне стал­ки­вается с логи­че­ским тупи­ком. По-види­мому, в абсурд­ном, пара­док­са­льном сокрыт источ­ник нового мышле­ния и осоз­на­ния нео­бъяс­ни­мого с кау­за­льных позиций.

Для рассмот­ре­ния фено­мена отно­ше­ния созна­ния к телу я пред­ла­гаю свою первую апо­рию: «Если мозг, кото­рый осу­ществ­ляет управ­ле­ние и контроль за жизнью мате­риа­льного тела, состо­ящего из 10 в 17 сте­пени кле­ток, явля­ется осно­вой пси­хиче­ского и созна­ния в целом, то что опре­де­ляет его мани­ака­льную потреб­ность настой­чиво иссле­до­вать, верба­лизо­вать и опи­сать то, что он уже Вели­колепно делает, то есть управ­ляет бесчис­лен­ным коли­чест­вом апей­ро­нов, кото­рые, по существу, и создают саму мате­рию мозга, и более того управ­ляет еще большим коли­чест­вом их функци­она­льных связей?»

С точки зре­ния здра­вого смысла, мозг не нужда­ется в данном зна­нии, так как сам явля­ется его физи­че­ским носи­те­лем, сам адек­ватно обсто­яте­льствам синхро­низи­рует работу бесчис­лен­ного коли­чества мате­риа­льных систем и подсис­тем как самого себя, так и всего организма.

В связи со ска­зан­ным, какой же стра­те­гии нам сле­дует при­дер­жи­ваться, чтобы избе­жать гру­бых домыс­лов в интерп­ре­та­ции харак­тера дея­те­льности мозга, оста­ва­ясь при этом на науч­ных пози­циях? Мы пола­гаем, что мето­доло­гиче­ский тупик в иссле­дова­нии можно обойти, если заме­нить номо­тети­че­ский дискурс на иди­огра­фиче­ский, согласно кото­рому реа­льность рассмат­ри­вается как неу­нифи­циро­ван­ный, не подда­ющийся позна­нию посредст­вом поиска общих зако­номер­нос­тей фено­мен. Наблю­дая и фикси­руя формы отра­же­ния неяв­ного (в нашем слу­чае это энце­фалог­раммы как гене­рали­зиру­ющие отпе­чатки состо­яния мозга), мы пыта­емся иссле­до­вать функци­она­льные отклики нейрон­ных струк­тур на изме­не­ние когни­тив­ных и чувствен­ных обра­зов у отде­льных инди­виду­умов, исходя из предс­тав­ле­ний о содер­жа­нии их аутен­тич­ных работ худо­жест­вен­ного и личност­ного самовыражения.

Клю­че­вым поня­тием в нашем иссле­дова­нии высту­пает кате­го­рия «сингу­ляр­ность» – еди­нич­ность, прин­ци­пиа­льно про­тивя­ща­яся попытке уни­вер­са­лиза­ции. Сингу­ляр­ность про­являет себя как в непос­редст­вен­ном опыте воспри­ятия инди­виду­умом своих психо­фи­зиче­ских состо­яний, так и в отра­же­нии его пере­жива­ний в худо­жест­вен­ной форме, напри­мер, в рисунке.

С тем чтобы пока­зать аутен­тич­ный харак­тер «при­ня­тия» созна­нием бытия собствен­ного тела, нами был разра­бо­тан алго­ритм работы с тран­со­выми состо­яни­ями, вклю­чаю­щий после­дова­те­льное сосре­дото­че­ние вни­ма­ния на ощу­ще­ниях и в дальней­шем на вирту­альных обра­зах. Алго­ритм предс­тав­лен эта­пами после­дова­те­льной концент­ра­ции вни­ма­ния на таких объек­тах воспри­ятия, как дыха­ние, позво­ноч­ник, чувство холода-тепла, чувство легкос­ти-тяжести, потеря чувства тела. Сле­дует отме­тить тот факт, что во время сеанса веду­щий верба­льно пере­да­вал те ощу­ще­ния, чувства и образы, кото­рый он сам испы­ты­вал в про­цессе тран­со­наве­де­ния. Согласно выво­дам выда­юще­гося россий­ского уче­ного Лео­нида Павло­вича Гри­мака, изло­жен­ными в труде «Резервы чело­вече­ской пси­хики. Вве­де­ние в психо­ло­гию актив­ности», можно прос­ле­дить интер­кор­ре­ляци­онную вза­имос­вязь между состо­янием мозга тран­со­наво­дя­щего и реципиентом [1].

И тем не менее, несмотря на единство пси­хиче­ского и семан­ти­че­ского прост­ранства веду­щего и ведо­мого, формы отра­же­ния послед­него в функци­она­льных репре­зен­та­циях мозга зна­чите­льно отли­чаются от содер­жа­ния ЭЭГ веду­щего, что ука­зы­вает на сингу­ляр­ный контекс­т фено­мена трансг­рес­сии. И тогда можно допус­тить мысль о том, что про­явле­ния Богов в нас выра­жается в нашей сингу­ляр­нос­ти – подо­бии, но нетож­дест­вен­ности друг другу. Иначе говоря, мно­жест­вен­ность про­явле­ний инди­виду­альнос­тей чело­века и есть про­явле­ние мно­жест­вен­ности ликов мно­гору­ких Богов мифи­че­ских циви­лиза­ций. Эти образы можно найти в арте­фак­тах мно­гочис­лен­ных культур древ­него мира: Месо­пота­мии, Индии, Египта, Гре­ции, Аме­рики. Но при всем мно­гооб­ра­зии форм и контекс­тов можно видеть то, что их объе­ди­няет. Это стрем­ле­ние созда­ющих выра­зить в худо­жест­вен­ной форме чувства гармо­нии и прекрасного.

Результаты исследования

После про­хож­де­ния про­лон­ги­рован­ного тре­нинга, постро­енного на прин­ци­пах синер­ге­тики и трансг­рес­сии, были про­ве­дены контро­льные пробы по иссле­дова­нию актив­ности голов­ного мозга в состо­янии транса. Про­це­дура экспе­римента зани­мала 20 минут, вклю­чая тесто­вые пробы с откры­тыми и закры­тыми гла­зами. В удоб­ной позе, сидя, реци­пиенты слу­шали сооб­ще­ния от веду­щего, пере­даю­щего непос­редст­вен­ные пере­жива­ния, возни­каю­щие от воспри­ятия состо­яния сво­его тела и своей пси­хики в ходе «трансг­рес­сив­ного путе­шест­вия» к себе. Поня­тие «трансг­рес­сии», вве­ден­ное М.М. Бахти­ным, озна­чает «пере­ход непро­ходи­мой гра­ницы» – гра­ницы между возмож­ным и невоз­мож­ным, то есть «погру­же­ние» в то состо­яние, в кото­ром сингу­ляр­ность инди­виду­альности про­являет себя непос­редст­вен­ным обра­зом. В качестве контроля заме­ров по мере прод­ви­же­ния по алго­ритму тран­со­наве­де­ния опе­ра­тор фикси­ро­вал наи­бо­лее зна­чи­мые репер­ные точки, кото­рые должны были ока­зать помощь в расшиф­ровке энцефалограмм.

О вли­янии состо­яния транса на актив­ность струк­тур голов­ного мозга гово­рят послед­ние эмпи­риче­ские иссле­дова­ния в области нейроп­сихо­ло­гии и нейро­физи­оло­гии. Так, на осно­ва­нии данных элект­ро­энце­фалог­ра­фиче­ского иссле­дова­ния А.С. Янина, Л.В. Капи­ле­вича было пока­зано, что при меди­та­ции про­исхо­дит уве­личе­ние макси­ма­льной ампли­туды дельта-ритма, растет акти­ва­ция медлен­ных ритмов (дельта- и тета-диа­па­зона). Согласно резу­льта­там ана­лиза, дела­ется вывод о том, что меди­татив­ные техники моду­ли­руют струк­туру элект­ри­че­ской актив­ности мозга в сто­рону низко­час­тот­ных колебаний [5].
Спектры ЭЭГ в различных ситуациях
Цвет отражает степень выраженность ритма ЭЭГ, малиновый цвет соответствует максимальной интенсивности, черный – минимальной.
Ситуация «Глаза открыты»
Анаксимандр
Участница №1
Участник №2
Ситуация «Глаза закрыты»
Участница №1
Участник №2
Ситуация «Дыхание»
Участница №1
Участник №2
Ситуация «Лицо»
Участница №1
Участник №2
Ситуация «Позвоночник»
Участница №1
Участник №2
Ситуация «Тепло»
Участница №1
Участник №2
Ситуация «Шар»
Участница №1
Участник №2
Вне­сем неко­то­рую ясность в пони­ма­ние основ­ных зна­че­ний пока­зате­лей актив­ности мозга, фикси­руе­мых посредст­вом ЭЭГ. Инфор­ма­ция взята из офи­циа­льных науч­ных источников.

Гамма-ритм (γ-ритм) – частота коле­ба­ния выше 30 Гц, иногда дости­гает 100 Гц. Регист­ри­руется в пре­цент­ра­льной, фрон­та­льной, височ­ной и темен­ной зонах коры голов­ного мозга. Наблю­дается при реше­нии задач, кото­рые тре­буют макси­ма­льного сосре­дото­че­ния внимания.

Бета-ритм (β-ритм) – частота коле­ба­ния варьи­руется от 14 до 40 Гц. Регист­ри­руется в области перед­них и центра­льных изви­лин. Распрост­ра­няется на задние центра­льные и лобные изви­лины. Бета-волны в норме свя­заны с высшими когни­тив­ными про­цес­сами и фоку­сиро­ва­нием вни­ма­ния, в обыч­ном бодрству­ющем состо­янии, когда мы с откры­тыми гла­зами наблю­даем за про­исхо­дя­щими собы­ти­ями или сосре­дото­чены на реше­нии каких-либо теку­щих проблем.
Депрес­сия бета-ритма. Бета-ритм свя­зан с сома­тиче­скими, сенсор­ными и дви­гате­льными корко­выми меха­низ­мами и даёт реак­цию уга­са­ния на дви­гате­льную акти­ва­цию или такти­льную симу­ля­цию. При выпол­не­нии или даже умствен­ном предс­тав­ле­нии дви­же­ния бета-ритм исче­зает в зоне соот­ветст­ву­ющей актив­ности. Повы­ше­ние бета-ритма – острая реак­ция на стрес­со­вое воздействие.

Альфа-ритм (α-ритм) – частота коле­ба­ния варьи­руется от 8 до 13 Гц. Ампли­туда 5–100 мкВ, наи­бо­льшая ампли­туда про­явля­ется при закры­тых гла­зах и в затемнён­ном поме­ще­нии. Регист­ри­руется пре­иму­щест­венно в заты­лоч­ной и темен­ной облас­тях (зри­те­льных отде­лах мозга).
Альфа-ритм свя­зан с расслаб­лен­ным состо­янием бодрство­ва­ния, покоя. Альфа-волны возни­кают тогда, когда мы закры­ваем глаза и начи­наем расслабляться.
Депрес­сия альфа-ритма возни­кает тогда, когда чело­век откры­вает глаза или думает над зада­чей, кото­рая тре­бует опре­делён­ных зри­те­льных предс­тав­ле­ний. При повы­ше­нии функци­она­льной актив­ности мозга ампли­туда альфа-ритма уме­ньша­ется вплоть до полного исчез­но­ве­ния. Также может быть приз­на­ком пси­хиче­ского напря­же­ния и нару­ше­ний, свя­зан­ных в той или иной мере с изме­нени­ями в дея­те­льности акти­виру­ющих систем мозга и, как следст­вие, с повы­шен­ным уров­нем акти­ва­ции веге­татив­ной и центра­льной нервной системы.

Тета-ритм (θ-ритм) – частота коле­ба­ния данного ритма состав­ляет от 4 до 8 Гц. Регист­ри­руется во фрон­та­льных зонах и гиппо­кампе. Тета-волны появ­ля­ются тогда, когда спо­кой­ное, расслаб­лен­ное бодрство­ва­ние пере­хо­дит в сонли­вость. Коле­ба­ния в голов­ном мозге ста­новятся более медлен­ными и ритмич­ными. Это состо­яние назы­вается ещё «суме­реч­ным», поско­льку в нём чело­век нахо­дится между сном и бодрство­ва­нием. В норме тета-волны свя­заны с изме­не­нием состо­яния созна­ния. Часто такое состо­яние сопро­вож­да­ется виде­нием нео­жидан­ных, сно­подоб­ных обра­зов, сопро­вож­да­емых яркими воспо­мина­ни­ями. Большинство людей засы­пают, как только в голов­ном мозге появ­ля­ется замет­ное коли­чество тета-волн.
Тета-ритм свя­зан с пои­ско­вым пове­де­нием, уси­лива­ется при эмо­цио­на­льном напря­же­нии, часто наблю­дается при психо­ти­че­ских нару­ше­ниях, состо­яниях спу­тан­ности созна­ния, сотря­се­ниях мозга.
Высо­кий уро­вень тета-ритма может пока­зы­вать состо­яние сонли­вости и утом­ле­ния, что может быть про­явле­нием асте­ниче­ского синдрома, хро­ниче­ского стресса.

Дельта-ритм (δ-ритм) – частота коле­ба­ния варьи­руется от 1 до 4 Гц. Дельта-ритм свя­зан с восста­нови­те­льными про­цес­сами, осо­бенно во время сна, и низким уров­нем акти­ва­ции. Избы­ток уси­лен­ных дельта-волн прак­ти­чески гаран­ти­рует нали­чие нару­ше­ний вни­ма­ния и дру­гих когни­тив­ных функций.

Коммен­та­рии по элект­ро­энце­фалог­рам­мам (ЭЭГ), заре­гист­ри­рован­ным на двух испытуемых

Для полу­че­ния объек­тив­ного предс­тав­ле­ния о резу­льта­тах экспе­римента при­ве­дем фраг­менты коммен­та­риев по интерп­ре­та­ции данных ЭЭГ, сде­лан­ные опе­рато­ром, осу­ществ­ляв­шим фикса­цию и первич­ную расшиф­ровку мате­ри­ала. Неболь­шие пометки автора ста­тьи, выде­лен­ные курси­вом, позво­лят соот­нести «инту­итив­ные» выводы опе­ра­тора с объек­тив­ными наблю­дени­ями за дея­те­льнос­тью реци­пи­ентов. И далее, испо­льзуя рисунки реци­пиен­тов, иссле­дуем связь акту­альных состоя­ний мозга с содер­жа­нием худо­жест­вен­ных обра­зов, создан­ных реци­пиен­тами в ходе работы.
Рис. 1. Реци­пи­ент №1.
Ситу­ация «Позвоночник»
Рис. 2. Реци­пи­ент №1.
Ситу­ация «Шар»
Анаксимандр
Рис. 3. Реци­пи­ент №2.
Ситу­ация «Позвоночник»
Рис. 4. Реци­пи­ент №2.
Ситу­ация «Шар»
У участ­ницы №1 в ситу­ациях «Глаза открыты» и «Глаза закрыты» были выра­жены дельта- и тета- ритмы, кото­рые подав­ля­лись в ситу­ации «Дыха­ние». В тече­ние всех эта­пов погру­же­ния в тран­со­вое состо­яние была ярко выра­жена альфа-актив­ность в обоих полу­ша­риях с наи­бо­льшей интен­сив­нос­тью в заты­лоч­ной области. На послед­нем этапе экспе­римента в ситу­ации макси­ма­льного погру­же­ния в тран­со­вое состо­яние (ситу­ация «Шар») про­яви­лась дельта-актив­ность в лобных долях и гамма-актив­ность в височ­ной области пра­вого полушария.

​У участ­ника №2 в ситу­ациях «Глаза открыты» были выра­жены дельта- и тета- ритмы, кото­рые подав­ля­лись в ситу­ации «Глаза закрыты». Сле­дует отме­тить, что альфа-актив­ность была выра­жена на всех эта­пах записи ЭЭГ, вклю­чая ситу­ацию «Глаза открыты», в то время как у участ­ницы №1 альфа-актив­ность в данной ситу­ации не была сильно выра­жена, исходя из чего можно с осто­рож­нос­тью пред­по­ло­жить, что у участ­ника №2 отме­чается большее спо­койст­вие и уми­рот­во­ре­ние (Здесь сле­дует отме­тить, что опе­ра­тор ничего не знал об инди­виду­альных пси­хиче­ских осо­бен­нос­тях реци­пиен­тов, но его пред­по­ложе­ние имеет форма­льное и содер­жа­те­льное подтверж­де­ние в пове­де­нии участ­ни­ков эксперимента – В.Н.).

У участ­ника №2 наи­бо­льшая интен­сив­ность альфа-актив­ности наблю­да­лась в центра­льной и заты­лоч­ной области пра­вого полу­ша­рия. В ситу­ации «Позво­ноч­ник» была ярко выра­жена тета-актив­ность, что не наблю­да­лось у участ­ницы №1 (рис. 1, 3). Поско­льку тета-ритм наблю­дается при погру­же­нии в глу­бо­кую меди­та­цию, можно с осто­рож­нос­тью сде­лать вывод о том, что у участ­ника №2 уже на тре­тьем этапе погру­же­ния в тран­со­вое состо­яние наблю­дается более глу­бо­кое погру­же­ние по срав­не­нию с участ­ни­цей №1 (Опять же, опе­ра­тор не был зна­ком с пре­дыс­то­рией экспе­римента. Испы­туе­мый №2 до работы с ЭЭГ имел более чем полу­годо­вой опыт систем­ной работы с тран­сом, осо­бое место в кото­ром отво­ди­лось воспри­ятию позво­ноч­ника и пере­жива­нию транс­фор­ма­ции его состо­яния по мере работы с обра­зами. – В.Н.).

На послед­нем этапе экспе­римента в ситу­ации макси­ма­льного погру­же­ния в тран­со­вое состо­яние у участ­ника №2 (ситу­ация «Шар» – рис. 4), в отли­чие от ЭЭГ участ­ника №1 (рис. 3), про­яви­лась дельта- и тета- актив­ность, пре­иму­щест­венно в центра­льных и лобных отде­лах, что также может отра­жать глу­бо­кое погру­же­ние в тран­со­вое состо­яние (Безус­ловно, это гово­рит о сво­рачи­ва­нии когни­тив­ной актив­ности мозга, обус­лов­лен­ном про­лон­ги­рован­ным опы­том работы реци­пиента с тран­со­выми состо­яни­ями – В.Н.).

Обсуж­де­ние резу­льта­тов исследования

Скри­нин­го­вый ана­лиз содер­жа­ния энце­фалог­рамм пока­зы­вает пря­мую связь между опы­том пере­жива­ния разных пси­хиче­ских состо­яний, сте­пе­нью концент­ра­ции вни­ма­ния реци­пиента на объекте воспри­ятия и харак­те­ром актив­нос­ти-затор­мо­жен­ности тех или иных облас­тей его мозга. Наме­ре­ние на дости­же­ние зна­ния о себе, о функци­она­льных осо­бен­нос­тях сво­его орга­низма, вопло­щен­ное в прак­тику психо­тех­ник и подкреп­лен­ное моти­ва­цией к позна­нию при­роды чело­века, создает пред­по­сылки для выстра­ива­ния более глу­бо­ких свя­зей между идеей-обра­зом и состо­яни­ями мозга-пси­хики (данные по испы­туе­мому №2). Мозг как бы пред­вос­хи­щает ожи­дае­мое собы­тие, «позво­ляя» мысли-образу, обла­даю­щему опре­делен­ным зна­че­нием именно для данной инди­виду­альности, акти­виро­вать работу одних и тормо­зить работу дру­гих нейрон­ных структур.

Испы­туе­мый, сохра­няя свою авто­ном­ность и неза­виси­мость в при­ня­тии реше­ния, сле­дует за веду­щим, соот­но­сит свои наме­ре­ния с содер­жа­нием внеш­него рече­вого посыла. Понятно, что инте­рес испы­туе­мого как чело­века заклю­чается в при­обре­те­нии нового зна­ния о себе. Но в чем заклю­чается инте­рес его мозга, кото­рый, согласно первич­ному пред­по­ложе­нию, апри­ори знает о себе и о своем теле все то, что каса­ется его психо­со­мати­че­ского состо­яния? Встает также вопрос и о том, наско­лько данный опыт воспри­ятия и пере­жива­ния ощу­ще­ний о состо­янии собствен­ного орга­низма и пси­хики прод­ви­гает мозг в сто­рону улуч­ше­ния сво­его зна­ния о себе, сво­его прис­по­соб­ле­ния к реальности?

И здесь мы стал­ки­ваемся с про­явле­ни­ями Нечто, что не объяс­нимо на языке слова, но в той или иной мере про­являет себя через худо­жест­вен­ный образ. Можно допус­тить мысль, что Нечто есть про­екция бессоз­на­те­льных наме­ре­ний в выра­же­нии акту­альных для данной личности обра­зов и смыс­лов. Но кто или что при­ни­мает реше­ние о созда­нии того или иного образа? Кто или что навя­зы­вает раци­она­льному мышле­нию выбор тех или иных форма­льных и содер­жа­те­льных фраг­мен­тов созда­вае­мого в вооб­ра­же­нии вирту­ального объекта? И нако­нец, может ли форми­рова­ние струк­туры и содер­жа­ния образа про­хо­дить вне поля осоз­на­ния тво­ря­щего субъекта? И тогда мы приб­ли­жаемся к пони­ма­нию Идеи Пла­тона или сути божест­вен­ной Идеи, заклю­чаю­щейся в том, что то, что мы назы­ваем «личнос­тью», это некий конти­нуум мета­физи­че­ских смыс­лов, опре­деля­ющих и форми­рую­щих чело­века. Отсюда напра­шива­ется вывод о том, что не личность тво­рит образ, а образ, созда­вае­мый Идеей, тво­рит личность, расши­ряя поле ее осоз­на­ния себя и мира.

Итак, можем ли мы уви­деть подтверж­де­ние данной гипо­тезы через интерп­ре­та­цию рисун­ков респон­ден­тов, выпол­нен­ных до и после экспе­римента? При воспри­ятии и ана­лизе работ первого реци­пиента (рис. 5–8) можно отме­тить тот факт, что в худо­жест­вен­ных обра­зах про­явлены легко узна­вае­мые и деко­диру­емые с пози­ций раци­она­льного мышле­ния компо­зици­онные и содер­жа­те­льные харак­те­рис­тики, симво­лизи­рую­щие собой опре­делен­ные пси­хиче­ские состо­яния и чувствен­ные пере­жива­ния. Мы пони­маем их зна­че­ние на основе опыта воспри­ятия и интерп­ре­та­ций содер­жа­ния твор­че­ских работ, распрост­ра­нен­ных в совре­мен­ной культуре, интерп­ре­та­ция кото­рых полу­чило свое разви­тие в науч­ных и искусст­во­вед­че­ских иссле­дова­ниях в области психо­ло­гии воспри­ятия, гешта­льтпсихо­ло­гии, синер­ге­тики и худо­жест­вен­ного компо­зици­онного построения.
Реци­пи­ент №1
Реци­пи­ент №1
Рис. 5–6. Образ себя
До эксперимента
После эксперимента
Рис. 7–8. Гармо­ния цве­том
До эксперимента
После эксперимента
Напро­тив, твор­чество вто­рого реци­пиента ино­ска­зате­льно (рис. 9–12). Здесь не столь одноз­начно воспри­ятие компо­зи­ции его рисун­ков, не так понятны конно­та­ции. Сам автор не изъя­вил жела­ние опре­делиться и с назва­нием своих работ. Что-то неу­лови­мое, мифи­че­ское про­являет себя через контрасты цвета и форм. Такое впе­чат­ле­ние, что раци­она­льное созна­ние пыта­ется обуз­дать поток бессоз­на­те­льных обра­зов, заго­няя их в при­чуд­ли­вые формы, но при этом не опре­де­ляя их зна­че­ния для себя. Что дви­жет рукой худож­ника? В чем инте­рес мозга, как био­логи­че­ского субстрата, в выра­же­нии себя? Может быть, опыт пере­жива­ния транса позво­ляет мозгу про­являть то, что подав­ля­ется раци­она­льным про­пози­цио­на­льным созна­нием? Но тогда для чего мозг про­дуци­рует то, что огра­ничи­вает его сво­боду в позна­нии и выра­же­нии? Или созна­ние – это Нечто неза­виси­мое от мозга? Идея Пла­тона? Но зачем Идее про­являть себя посредст­вом мозга в таких нео­быч­ных формах? Само­опре­деле­ние?! Самоактуализация?!
Реци­пи­ент №2
Реци­пи­ент №2
Рис. 9–12. Рисунки в тече­ние послед­него полугода
Выводы по результатам исследования

Нельзя не ска­зать, что есть что-то общее, что про­явлено в твор­че­ских рабо­тах двух реци­пиен­тов. На мой взгляд, это стрем­ле­ние к выра­же­нию гармо­нии, кра­соты на том худо­жест­вен­ном уровне, кото­рый им досту­пен. Откуда этот посыл у чело­века, это жела­ние выра­зить прек­рас­ное через призму воспри­ятия идеи? А, может быть, это мозг любу­ется своим дети­щем? Может быть, для него акту­ально воспри­ятие с пози­ций гармо­нии и выра­зите­льности? В этом слу­чае возни­кают вопросы это­ло­гии, а не мета­фи­зики. Но, возможно, Идея как наме­ре­ние Богов про­явля­ется сквозь туман неоп­ре­делен­ности и неяс­ности содер­жа­ния образа и, таким обра­зом, через Кра­соту пока­зы­вает путь и смысл чело­века. Можно допус­тить мысль, что через опыт сингу­ляр­ного пере­жива­ния и худо­жест­вен­ного тво­ре­ния про­явля­ется мно­жест­вен­ность состо­яний и идей Нечто, про­дол­жа­ющего упорно созда­вать уни­ка­льную личность. Не слу­чайно русский фило­соф Нико­лай Алек­санд­ро­вич Бердяев в своем труде «Само­поз­на­ние» гово­рит о «само­инди­виду­али­зиру­ющейся личности», кото­рая может состо­яться только тогда, когда в ней при­сутст­вует нео­бъяс­ни­мая необ­хо­димость в дви­же­нии к Бого­чело­веку. Это дает осно­ва­ние пола­гать, что беско­неч­ное само­совер­шенст­во­ва­ние, к кото­рому стре­мится чело­век, рожда­ется из кре­атив­ной силы, за кото­рой стоят Идея и Образ.

Лите­ра­тура

1. Гри­мак Л.П. Резервы чело­вече­ской пси­хики. Вве­де­ние в психо­ло­гию актив­ности. – М., ЛЕНАНД, 2018, с. 238
2. Ники­тин В.Н. Чело­вече­ская телес­ность: онтог­но­сео­логи­че­ский ана­лиз. – Авто­рефе­рат диссер­та­ции на сои­ска­ние уче­ной сте­пени доктора фило­соф­ских нayк. М., МПГУ, 2007. – 44 с.
3. Ники­тин В.Н., Цанев П. Образ и созна­ние в арт-тера­пии / Изд. 2-е, исп. и доп. – М.: Когито-Центр, 2018, – 271 с.
4. Цзэн Тянь. Дыха­те­льные и меди­татив­ные упраж­не­ния в адап­тив­ных про­цес­сах чело­века. – Факу­льтет психо­ло­гии Москов­ский госу­дарст­вен­ный уни­вер­си­тет им. М.В. Ломо­но­сова, 2012, https://cyberleninka.ru/article/n/dyhatelnye-i-meditativnye-uprazhneniya-v-adaptivnyh-protsessah-cheloveka/viewer
5. Янина А.С., Капи­ле­вич Л.В. Вли­яние меди­татив­ной техники релак­са­ции на элект­ри­че­скую актив­ность мозга и состо­яние гемо­дина­мики в сонных арте­риях. – Вестник Томского госу­дарст­вен­ного уни­вер­си­тета. 2015. №400. С. 305–308, https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-meditativnoy-tehniki-relaksatsii-na-elektricheskuyu-aktivnost-mozga-i-sostoyanie-gemodinamiki-v-sonnyh-arteriyah/viewer
6. Benjamin Schöne, Thomas Gruber, Sebastian Graetz, Martin Bernhof, Peter Malinowski. Mindful breath awareness meditation facilitates efficiency gains in brain networks: A steady-state visually evoked potentials study. Published online 2018 Sep 12. doi: 10.1038/s41598–018–32046–5. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC6135840/
7. Randomized Controlled Trial Of The Effect Of Tai Chi On Postural Balance Of People With Dementia by Nyman S.R., Ingram W., Sanders J. Published in Clinical Interventions in Aging, November 2019
8. Savitha Subramaniam, Tanvi Bhatt. Effect of Yoga practice on reducing cognitive-motor interference for improving dynamic balance control in healthy adults. PMID: 28137524 DOI: 10.1016/j.ctim.2016.10.012. https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/28137524/
9. Sushil Chandra, Greeshma Sharma, Alok Prakash Mittal and Devendra Jha. Effect of Sudarshan Kriya (meditation) on gamma, alpha, and theta rhythm during working memory task. Int J Yoga. 2016 Jan-Jun; 9(1): 72–76. doi: 10.4103/0973–6131.171715. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4728963/
10. Vladimir N. Nikitin, Vadim Y. Sayakin, Dmitry A. Melnikov, Natalia E. Matveeva. Здо­ро­вьес­бе­рега­ющие модели и техники для подрост­ков в усло­виях панде­мии коро­нави­руса. – ARPHA Proceedings (2021). VII lnternational Fоrum on Теасhеr Education Kazan. IFTE‑2021, doi: l0.3897 tlр.2
Републикация части материала, не превышающей по объему 25% исходной статьи, допускается с обязательным указанием автора и гиперссылкой на адрес полнотекстового материала на сайте art-in-psychology.com
Републикация части материала, не превы­шающей по объему 25% исходной статьи, допускается с обязательным указанием автора и гиперссылкой на адрес полнотекстового материала на сайте art-in-psychology.com
Наверх