Способность к анализу – то, что отличает человека разумного. Однако насколько разительна перемена в человеке в отношении открытости к миру. Если в детстве дети в целом отличаются любознательностью, постоянно спрашивая уместные и неуместные, смешные и нелепые вопросы, то, перешагнув рубеж 25-летия, человек либо избегает задавать вопросы, чтобы не услышать неудобные ответы. Не так просто смириться с мыслью, что прежняя модель восприятия мира была неправильной. Либо переживает экзистенциальный кризис, разуверившись в социальных ценностях, и пребывает от того в депрессивном состоянии. Либо человек, как ни прискорбно это звучит, разучивается формулировать мысль. Собственно говоря, и зачем, если масс медийное сообщество создало гигантскую паутину – информационное поле: браузеры, вебсайты, социальные сети, подкасты и так далее.
Казалось бы, современный человек сделал космический рывок, окунаясь в бесконечный поток информации. Казалось бы, появилась уникальная возможность расширить границы своего познания, обрести ключ к разгадке, что такое человек, и пропитаться мудростью великих людей. Однако, замечали ли Вы, как неоднозначно трансформировалось восприятие человека самого себя в тот момент, когда он с помощью компьютера, олицетворяющего последние технические достижения, пытался постигнуть законы мироздания. Имя ему было дано – пользователь. Не исследователь, не открыватель, а пользователь, user. Тот, кто использует то, что дано. Замечали ли Вы, что, набирая в Google, Yahoo, Yandex, YouTube первый слог, первое слово желаемого запроса, как тут же, молниеносно, Вам предлагают возможное продолжение Вашего вопроса. Но ведь в том то и дело, что к Вам, как человеку Единичному и соответственно Вашему интересу предлагаемое не имеет никакого отношения. Предлагаемое соответствует либо тому, что сформировано сообществом пользователей интернета на основе многократной повторяемости одних и тех же запросов, касаемых текущей политической, экономической ситуации, или связанных самым тесным образом с запросами по учебному процессу в школах, колледжах, институтах. Либо медиа гиганты готовы предоставить информацию, которая ими же изначальна собрана, обработана, запланирована и спрогнозирована на основе Ваших личных данных, которые множатся на личные данные других людей, образуя огромный банк данных о Ваших предпочтениях, вкусах на любую тему. И если Вы еще не догадываетесь, то Ваш завтрашний день уже заложен в программу глобального потребления.
Можно не сомневаться в том, что годами разрабатываемая общественная идея проведения свободного времени включала список всевозможных спортивных, фитнес клубов, спа салонов, кафе, ресторанов и естественно воспринималась как благо, дарованное человеку социальному, общественному. Слоганы «Вы этого достойны», «Вы еще не с нами?», «Пандемия еще не повод отказаться от роскоши и удобства», «Успейте купить» повсюду. «Чудесным» образом подобного рода информация из различных вебсайтов даже не воспринимается в дуальной позиции – ложной или достоверной. Подобные идеи бьют по тщеславию человека. «Вы не можете быть лишены того, что Другой считает для себя ценным». Но кто этот Другой? Тот, кто сходит со страниц гламурных лоснящихся журналов или Catway, и образу которого стремятся подражать тысячи, десятки тысяч, стирая в конце концов свое «лицо» до неузнаваемости. Или тот, кто с голливудской улыбкой дарит миру волшебную карту мечты, предлагая все и сразу? Ну признавайтесь, что едва ли в Вашу голову могла закрасться идея – что Другой это Другой, не имеющий к Вашей жизни непосредственного отношения. Не мудрено… Закон больших чисел. То, что делает большинство, становится заданностью и ценностью для всех.
Может быть поэтому библиотеки и университеты еще до COVID‑19 перестали быть центрами науки и культуры. Из них уходит главное – умение открыто и непредвзято мыслить, научная любознательность и бесстрашие ставить неудобные вопросы. Из них уходит философская идея, которая собирала вокруг себя неординарных, смелых людей, увлеченных развитием идеи и отстаивающих ее даже тогда, когда их реформистские взгляды встречали ожесточенное противоборство в диспутах с консерваторами. Университеты выступали символом свободомыслия, которое дарило человечеству надежду на будущее. В нынешней ситуации пандемии университетское сообщество разобщено и надломлено. Online образование обозначило еще более жесткую бюрократическую позицию в системе обучения в высшей школе, заставляя людей оставаться в замкнутом пространстве и перенаправляя внимание с познания Бытия на функциональные навыки, на умение оперировать компьютерными технологиями, которые по природе своей не могут заменить живого человеческого общения.
И то, что было неизмеримо значимым, что вело человека по пути познания, превращается в бездейственное воспоминание, эхо о некогда существовавшей истине, затертой и умалчиваемой. Может быть поэтому, находясь в пограничном состоянии, усредненнный человек современного технократического общества не задается глубоким вопросом, способным направить и определить его дальнейшую жизнь, а идет на улицы отстаивать свое право на «привычное» времяпрепровождение с известной долей развлечений и ничего неделания. Нам говорят, что не обязательно все должно оставаться таким, каким оно было до сих пор, до COVID‑19. Наверное, поэтому вопрос «Любите ли Вы Брамса» не отзывается больше в душах людей воспоминанием и остается без ответа…
Способность к анализу – то, что отличает человека разумного. Однако насколько разительна перемена в человеке в отношении открытости к миру. Если в детстве дети в целом отличаются любознательностью, постоянно спрашивая уместные и неуместные, смешные и нелепые вопросы, то, перешагнув рубеж 25-летия, человек либо избегает задавать вопросы, чтобы не услышать неудобные ответы. Не так просто смириться с мыслью, что прежняя модель восприятия мира была неправильной. Либо переживает экзистенциальный кризис, разуверившись в социальных ценностях, и пребывает от того в депрессивном состоянии. Либо человек, как ни прискорбно это звучит, разучивается формулировать мысль. Собственно говоря, и зачем, если масс медийное сообщество создало гигантскую паутину – информационное поле: браузеры, вебсайты, социальные сети, подкасты и так далее.
Казалось бы, современный человек сделал космический рывок, окунаясь в бесконечный поток информации. Казалось бы, появилась уникальная возможность расширить границы своего познания, обрести ключ к разгадке, что такое человек, и пропитаться мудростью великих людей. Однако, замечали ли Вы, как неоднозначно трансформировалось восприятие человека самого себя в тот момент, когда он с помощью компьютера, олицетворяющего последние технические достижения, пытался постигнуть законы мироздания. Имя ему было дано – пользователь. Не исследователь, не открыватель, а пользователь, user. Тот, кто использует то, что дано. Замечали ли Вы, что, набирая в Google, Yahoo, Yandex, YouTube первый слог, первое слово желаемого запроса, как тут же, молниеносно, Вам предлагают возможное продолжение Вашего вопроса. Но ведь в том то и дело, что к Вам, как человеку Единичному и соответственно Вашему интересу предлагаемое не имеет никакого отношения. Предлагаемое соответствует либо тому, что сформировано сообществом пользователей интернета на основе многократной повторяемости одних и тех же запросов, касаемых текущей политической, экономической ситуации, или связанных самым тесным образом с запросами по учебному процессу в школах, колледжах, институтах. Либо медиа гиганты готовы предоставить информацию, которая ими же изначальна собрана, обработана, запланирована и спрогнозирована на основе Ваших личных данных, которые множатся на личные данные других людей, образуя огромный банк данных о Ваших предпочтениях, вкусах на любую тему. И если Вы еще не догадываетесь, то Ваш завтрашний день уже заложен в программу глобального потребления.
Можно не сомневаться в том, что годами разрабатываемая общественная идея проведения свободного времени включала список всевозможных спортивных, фитнес клубов, спа салонов, кафе, ресторанов и естественно воспринималась как благо, дарованное человеку социальному, общественному. Слоганы «Вы этого достойны», «Вы еще не с нами?», «Пандемия еще не повод отказаться от роскоши и удобства», «Успейте купить» повсюду. «Чудесным» образом подобного рода информация из различных вебсайтов даже не воспринимается в дуальной позиции – ложной или достоверной. Подобные идеи бьют по тщеславию человека. «Вы не можете быть лишены того, что Другой считает для себя ценным». Но кто этот Другой? Тот, кто сходит со страниц гламурных лоснящихся журналов или Catway, и образу которого стремятся подражать тысячи, десятки тысяч, стирая в конце концов свое «лицо» до неузнаваемости. Или тот, кто с голливудской улыбкой дарит миру волшебную карту мечты, предлагая все и сразу? Ну признавайтесь, что едва ли в Вашу голову могла закрасться идея – что Другой это Другой, не имеющий к Вашей жизни непосредственного отношения. Не мудрено… Закон больших чисел. То, что делает большинство, становится заданностью и ценностью для всех.
Может быть поэтому библиотеки и университеты еще до COVID‑19 перестали быть центрами науки и культуры. Из них уходит главное – умение открыто и непредвзято мыслить, научная любознательность и бесстрашие ставить неудобные вопросы. Из них уходит философская идея, которая собирала вокруг себя неординарных, смелых людей, увлеченных развитием идеи и отстаивающих ее даже тогда, когда их реформистские взгляды встречали ожесточенное противоборство в диспутах с консерваторами. Университеты выступали символом свободомыслия, которое дарило человечеству надежду на будущее. В нынешней ситуации пандемии университетское сообщество разобщено и надломлено. Online образование обозначило еще более жесткую бюрократическую позицию в системе обучения в высшей школе, заставляя людей оставаться в замкнутом пространстве и перенаправляя внимание с познания Бытия на функциональные навыки, на умение оперировать компьютерными технологиями, которые по природе своей не могут заменить живого человеческого общения.
И то, что было неизмеримо значимым, что вело человека по пути познания, превращается в бездейственное воспоминание, эхо о некогда существовавшей истине, затертой и умалчиваемой. Может быть поэтому, находясь в пограничном состоянии, усредненнный человек современного технократического общества не задается глубоким вопросом, способным направить и определить его дальнейшую жизнь, а идет на улицы отстаивать свое право на «привычное» времяпрепровождение с известной долей развлечений и ничего неделания. Нам говорят, что не обязательно все должно оставаться таким, каким оно было до сих пор, до COVID‑19. Наверное, поэтому вопрос «Любите ли Вы Брамса» не отзывается больше в душах людей воспоминанием и остается без ответа…