Форма проявляет суть

Спонтанная оздоровительная саморегуляция на основе телесной и арт гештальт-терапии
29.08.2021

В ста­тье рас­смат­ри­ва­ется про­цесс твор­че­ского само­вы­ра­жения при работе с гли­ной и телом. Демонст­ри­руется связь между твор­че­ским само­иссле­дова­нием и раз­ви­тием здо­ро­вья на основе телесно-ори­ен­ти­ро­ван­ной и арт-гештальт-тера­пии.

Юлия Андреева, Психолог, глинотерапия
Горшок лепят из глины, но именно заключён­ная
в нём пустота состав­ляет суть горшка
Лао-Цзы

Любая картина – это, прежде всего, авто­порт­рет
Е. Тро­ицкая (Чуваева)
Гештальт-тера­пия (см., напри­мер, [2]) – одно из наи­бо­лее распрост­ранён­ных в насто­ящее время направ­ле­ний психо­те­ра­пии. Осно­вопо­лага­ющая осо­бен­ность этого направ­ле­ния состоит в разви­тии осоз­нан­ности кли­ента в про­цессе психо­те­рапев­ти­че­ского контакта. Под осоз­нан­нос­тью мы пони­маем спо­соб­ность чело­века адек­ватно осоз­на­вать то, что про­исхо­дит с ним «здесь и теперь», а также вза­имос­вязи этого с про­исхо­дя­щим «там и тогда» или, как часто гово­рят, с «полем собы­тий» («полем»). Наряду с тера­пев­ти­че­ским диа­ло­гом в гештальт-тера­пии использу­ется широ­кий ассор­ти­мент средст­в вза­имо­дейст­вия между кли­ентом и тера­пев­том. К числу этих средст­в отно­сятся, в частности, опи­сан­ные в данной ста­тье вза­имо­дейст­вия на основе лепки из глины и телес­ных упраж­не­ний, спе­циально подоб­ран­ных для разви­тия осоз­на­ния тела и телес­но-душев­ных вза­имос­вя­зей. Безус­ловно, диа­лог здесь также при­сутст­вует и играет важней­шую роль.

Суть чело­века про­явля­ется как в его теле, так и в твор­честве. К телес­ным про­явле­ниям отно­сятся харак­тер­ные для данного чело­века струк­тура тела, мимика, жести­куля­ция, походка и про­чие харак­тер­ные дви­же­ния, а также невер­бальные аспекты речи и проч. В про­цессе лепки про­явля­ются зна­чи­мые для чело­века образы, свя­зан­ные как с созна­тельным, так и бессоз­на­тельным аспек­тами его пси­хики, и его спо­соб­ность к само­выра­же­нию посредст­вом лепки. Проще говоря, и телес­ные, и гли­нолеп­ные прак­тики пока­зы­вают, что и как про­являет чело­век. В контексте данного выпуска важным явля­ется также то, как это может быть свя­зано с его здо­ро­вьем, в частности, с общим имму­ните­том. Известно, что имму­ни­тет сущест­венно зави­сит от пози­тив­ного настроя, веры в бла­гоп­ри­ятный исход, при­ня­тия реальности и устой­чи­вости (гоме­остаза) психо­фи­зиче­ской системы. Рассмот­рим подроб­нее методы и результаты нашей работы.
Тело и глина: вчуст­во­ва­ние в мате­риал
Рис. 1. Тело и глина: вчуст­во­ва­ние в мате­риал
Тело и глина: вчуст­во­ва­ние в мате­риал
Тело и глина: вчуст­во­ва­ние в мате­риал
Тело и глина: вчуст­во­ва­ние в мате­риал
Тело и глина: вчуст­во­ва­ние в мате­риал
Рис. 1. Тело и глина: вчуст­во­ва­ние в мате­риал
Пси­хоте­рапев­ти­че­ская лепка из глины как телес­ная прак­тика

Эти заня­тия про­води­лись от одного до четырёх раз в неделю на про­тяже­нии пери­ода с 2010 года по насто­ящее время. Общее коли­чество участ­ни­ков – несколько сот чело­век.

Участ­ни­кам заня­тий (пред­поч­ти­тельно 5–8 чело­век в группе) пред­ла­га­лось вчувст­во­ваться в мате­риал (зна­комство с гли­ной): закрыв глаза, обра­тить вни­ма­ние на изме­не­ние ощу­ще­ний от контакта с гли­ной при закры­ва­нии глаз (рис. 1).

Как меня­ются ощу­ще­ния при сма­чива­нии глины? Как реа­ги­рует на это тело? – изме­не­ние дыха­ния; изме­не­ние ощу­ще­ний от сопри­кос­но­ве­ния с мате­риа­лом; меня­ются ли при этом ощу­ще­ния в дру­гих частях тела? Меня­ется ли осанка? Всё это – телес­ные фено­мены (про­явле­ния) внут­рен­него состо­яния. Экспе­римен­ти­рова­ние с мате­риа­лом: растя­гива­ние, сжа­тие и снова растя­гива­ние или разрыв куска: вызы­вает ли это какие-то эмо­ции? При этом веду­щим нередко выде­ляется то дви­же­ние, кото­рое свя­зано с появ­ле­нием эмо­ций. Обычно эти эмо­ции слабо осоз­на­ются, поэ­тому выде­лен­ное дви­же­ние пред­ла­гается уси­лить, что, как пра­вило, при­во­дит к уси­ле­нию эмо­ций. Так форми­руется уже цепочка: внут­рен­нее состо­яние про­явля­ется в эмо­циях, а эмо­ции – в дви­же­нии. Разма­тыва­ние этой цепочки в обрат­ном направ­ле­нии позво­ляет выя­вить, какая эмо­ция стоит за дви­же­нием и, далее, как возникла эмо­ция, т.е. какие внеш­ние воздейст­вия или внут­рен­ние про­цессы при­вели к её появ­ле­нию и как это про­изошло. Это может (посредст­вом тера­пев­ти­че­ского диа­лога) вывести на проб­лему, т.е. сна­чала – на проб­лем­ную ситу­ацию, вызвав­шую наблю­дае­мый эмо­цио­нальный отклик, и далее – на психо­ло­гиче­ские меха­низмы, вызвав­шие неа­дек­ват­ный отклик на ситу­ацию. Ведь именно неа­дек­ват­ность реак­ции на ситу­ацию обычно прев­ра­щает её в проб­лем­ную. Однако здесь кро­ется ещё одна возмож­ность: нередко в слеп­лен­ной фигуре обна­ружи­ваются детали, кото­рые могут (при ана­логич­ном выше­опи­сан­ному иссле­дова­нии) про­явить ресурс для реше­ния этой же проб­лемы! В итоге тера­пев­ти­че­ский диа­лог завер­ша­ется инсайтом.
Глинотерапия, Арт-терапия
Глинотерапия, Арт-терапия
Глинотерапия, Арт-терапия
Глинотерапия, Арт-терапия
Рис. 2. Про­цесс и плоды твор­чества
Глинотерапия, Арт-терапия
Глинотерапия, Арт-терапия
Глинотерапия, Арт-терапия
Глинотерапия, Арт-терапия
Рис. 2. Про­цесс и плоды твор­чества
Рис. 2. Про­цесс и плоды твор­чества
Сущест­венно, что про­цесс лепки сам по себе ока­зы­вает катар­си­че­ское (т.е. облег­ча­ющее) воздейст­вие. При­меча­тельно, что обрат­ные связи участ­ни­ков зачас­тую гово­рят об общем улуч­ше­нии их психо­фи­зиче­ского состо­яния, разви­тии чуткости к себе и окру­жаю­щим и радости твор­чества. Как уже было ска­зано выше, всё пере­чис­лен­ное можно отнести к факто­рам, укреп­ля­ющим иммунитет.

Заме­тим также, что про­цесс твор­че­ского само­выра­же­ния порож­дает осо­бое твор­че­ское состо­яние, кото­рое про­явля­ется в выра­же­нии лица и телес­ных паттернах.

Непос­редст­вен­ная работа с телом

Тело сое­ди­няет чело­века с окру­жаю­щим миром и в то же время явля­ется внут­рен­ней физи­че­ской сре­дой. На гра­нице тела с внеш­ней сре­дой возни­кают ощу­ще­ния и совер­ша­ются действия. В теле имеют место все пси­хиче­ские явле­ния: про­те­кают про­цессы, меня­ются состо­яния, форми­руются, живут и разви­ваются пси­хиче­ские свойства личности. Естест­венно, что состо­яние тела ска­зыва­ется на всех аспек­тах пси­хики. Курт Гольдштейн [4] пред­ло­жил трак­товку поня­тия «орга­низм» как еди­ного психо­фи­зиче­ского целого. Эта точка зре­ния при­нята и в гума­нис­ти­че­ской психо­ло­гии (см., напри­мер, [3]), и в гештальт-тера­пии [6], в том числе – телесно ори­енти­рован­ной [5]. Мы полнос­тью её разделяем.
Юлия Андреева, глинотерапия, психолог, арт-терапевт
Пси­хофи­зиче­ские прак­тики про­води­лись пре­иму­щест­венно в группах от 6 до 18 чело­век на про­тяже­нии пери­ода с 1998 года по насто­ящее время. Подроб­нее они опи­саны в монографии [1].

Тре­нинг обычно начи­нается с шеринга (поо­черёд­ных выска­зыва­ний участ­ни­ков в диа­логе с веду­щим), направ­лен­ного на выяв­ле­ние их акту­альных личност­ных проб­лем. В про­цессе шеринга возможны уточ­ня­ющие вопросы тера­певта, порой прев­ра­щаю­щи­еся в небольшие тера­пев­ти­че­ские интер­вен­ции («виньетки»), направ­лен­ные на про­ясне­ние кли­ентского запроса и разви­тие осоз­нан­ности кли­ента. Уточ­ня­ющие вопросы могут зада­вать и участ­ники группы. В то же время эти уточ­не­ния имеют диаг­нос­ти­че­ское зна­че­ние, позво­ляя лучше опре­де­лить гра­ницы и сте­пень осоз­нан­ности участ­ника. Этот про­цесс про­дол­жа­ется в после­дую­щих шерин­гах, завер­ша­ющих отдельные блоки тре­нинга. Блоки эти могут быть различ­ными в зави­симости от харак­тера акту­альных запро­сов участ­ни­ков группы. Пере­чень основ­ных струк­тур­ных эле­мен­тов тре­нинга при­ведён ниже.

В качестве исход­ного мате­ри­ала в заня­тиях могут использо­ваться различ­ные гимнас­ти­че­ские и психо­фи­зиче­ские упраж­не­ния. Заня­тие состав­ля­ется из набора струк­тур­ных эле­мен­тов, выбор, удельный вес и поря­док кото­рых опре­деля­ется спе­цифи­кой данной группы в данное время. К основ­ным струк­тур­ным эле­мен­там тре­нинга относятся:
– шеринг;
– корот­кие психо­те­рапев­ти­че­ские интер­вен­ции с использо­ва­нием тера­пев­ти­че­ского диа­лога («виньетки»);
– упраж­не­ния, содейст­ву­ющие осоз­на­нию и прак­ти­че­скому при­мене­нию личност­ных ресур­сов каждого участ­ника, в частности, эффек­тив­ному совла­да­нию со стрес­со­выми ситуациями;
– упраж­не­ния, направ­лен­ные на тре­нировку сосре­дото­че­ния и дру­гих аспек­тов внимания;
– содейст­вие разви­тию твор­че­ского состо­яния и всес­то­рон­нему про­явле­нию креативности;
– само­наб­лю­де­ние при релак­са­ции и различ­ных телес­ных экспе­римен­тах с дви­жени­ями, дыха­нием, голо­сом и т.д., спо­собст­ву­ющее осоз­на­нию вза­имос­вя­зей между телес­ными ощу­щени­ями, эмо­ци­ями, мыслями и движениями;
– упраж­не­ния, спо­собст­ву­ющие ощу­ще­нию контакта с землёй и дру­гими компо­нен­тами окру­жаю­щей среды;
– упраж­не­ния, спо­собст­ву­ющие разви­тию соци­альной сензи­тив­ности, ассер­тив­ности и дру­гих состав­ля­ющих межлич­ност­ного вза­имо­дейст­вия;
– упраж­не­ния, направ­лен­ные на разви­тие при­ня­тия реальности и пози­тив­ного мировосприятия;
– упраж­не­ния, разви­ваю­щие про­извольную само­регу­ля­цию.
В зави­симости от спе­ци­фики заня­тия могут использо­ваться дру­гие виды упражнений.

В ходе заня­тий при выпол­не­нии физи­че­ских упраж­не­ний каждому зани­маю­ще­муся пред­ла­гается сосре­дото­чить вни­ма­ние на рабо­таю­щих частях сво­его тела. Зада­ние по мере его осво­ения услож­ня­ется за счёт ска­ниро­ва­ния вни­ма­нием дру­гих частей тела, а также осоз­на­ния про­цес­сов, про­исхо­дя­щих в эмо­цио­нально-чувствен­ной, интеллек­ту­альной и про­чих сфе­рах личности зани­маю­ще­гося. Это спо­собст­вует интег­ра­ции личности и разви­тию психо­фи­зиче­ской целост­ности. Откры­тость про­цессу личност­ного роста и чуткая спон­тан­ность, разви­ваю­щи­еся в ходе заня­тий, обес­пе­чи­вают гармо­низа­цию про­цесса личност­ного роста за счёт меха­низ­мов само­регу­ля­ции орга­низма. Таким обра­зом, соче­таются разви­тие осоз­нан­ности и дове­рие бессоз­на­тельным естест­вен­ным меха­низ­мам само­регуляции.

Раскроем подроб­нее неко­то­рые из при­ведён­ных выше струк­тур­ных эле­мен­тов тренинга.
Ресур­сы – это то, что помо­гает справ­ляться с выпол­не­нием слож­ных задач, а также совла­дать со слож­ными и/или стрес­со­выми ситу­аци­ями. Инди­виду­альные ресурсы каждый может осоз­нать на основе воспо­мина­ний о пере­жи­том жизнен­ном опыте. Кроме того, в ряде психо­ло­гиче­ских подхо­дов можно встре­тить рассмот­ре­ние ресур­сов, кото­рые в данном подходе явля­ются осно­вопо­лага­ющими. Для осоз­на­ния телес­ных ресур­сов в нашем тре­нинге может пред­ла­гаться, напри­мер, целый набор упраж­не­ний, позво­ляю­щий глу­боко про­чувст­во­вать контакт с опор­ной поверх­нос­тью – как на уровне телес­ных ощу­ще­ний, так и в виде душев­ного пере­живания.

Одним из наи­бо­лее распрост­ранён­ных и эффек­тив­ных спо­со­бов разви­тия сосре­дото­чен­ности явля­ется непре­рыв­ное наблю­де­ние за ощу­щени­ями, вызы­вае­мыми дыха­нием, напри­мер, у входа в ноздри.

Навык расслаб­ле­ния явля­ется одним из осно­вопо­лага­ющих в телес­но-ори­енти­рован­ных прак­ти­ках. В своих тре­нин­гах мы пред­ла­гаем расслаб­ле­ние не только лёжа и сидя, но и стоя, а также в более слож­ных поло­же­ниях тела и при выпол­не­нии различ­ных движений.

В про­цессе само­иссле­дова­ния весьма позна­вательными могут ока­заться экспе­рименты с модальнос­тями дыха­ния, т.е. его глу­би­ной (ампли­ту­дой) и часто­той (ско­рос­тью), а также с соот­но­ше­нием между вдо­хом и выдо­хом и задержками.
Юлия Андреева, глинотерапия, психолог, арт-терапевт
Качество зву­ча­ния голоса и его резо­нанса в различ­ных частях тела может дать предс­тав­ле­ние о напря­же­нии или расслаб­ле­нии мышц в различ­ных частях тела – от таза до черепа. Хро­ниче­ские же мышеч­ные напря­же­ния, как было уста­нов­лено ещё В. Райхом, соот­ветст­вуют подав­лен­ным эмоциям.

Соци­альная сензи­тив­ность озна­чает спо­соб­ность чувство­вать душев­ное состо­яние дру­гого чело­века, его настро­ение, пере­жива­ния и т.п. Обычно для её разви­тия использу­ются упраж­не­ния на невер­бальное вза­имо­дейст­вие в парах. Такое вза­имо­дейст­вие может носить весьма разно­образ­ный харак­тер – от визу­ального контакта до совмест­ного выпол­не­ния зада­ния, пред­ло­жен­ного тренером.

Ассер­тив­ность подра­зуме­вает соче­та­ние спо­соб­нос­тей доби­ваться сво­его и отста­ивать свои гра­ницы. Для ее тре­нировки активно использу­ются психо­д­ра­мати­че­ские методы, состо­ящие в роле­вом про­игры­ва­нии акту­альной ситуации.

С целью тре­нировки про­извольной само­регу­ля­ции использу­ется широ­чай­ший диа­па­зон мето­дов от регу­ля­ции дыха­ния до самов­ну­ше­ния и предс­тав­ле­ния ощу­ще­ний, эмо­ций и образов.

В ходе заня­тий при выпол­не­нии физи­че­ских упраж­не­ний каждому зани­маю­ще­муся пред­ла­гается сосре­дото­чить вни­ма­ние на рабо­таю­щих частях сво­его тела. Зада­ние по мере его осво­ения услож­ня­ется за счёт ска­ниро­ва­ния вни­ма­нием дру­гих частей тела, а также осоз­на­ния про­цес­сов, про­исхо­дя­щих в эмо­цио­нально-чувствен­ной, интеллек­ту­альной и про­чих сфе­рах личности зани­маю­ще­гося. Это спо­собст­вует интег­ра­ции личности и разви­тию психо­фи­зиче­ской целост­ности. Откры­тость про­цессу личност­ного роста и чуткая спон­тан­ность, разви­ваю­щи­еся в ходе заня­тий, обес­пе­чи­вают гармо­низа­цию про­цесса личност­ного роста засчёт меха­низ­мов само­регу­ля­ции орга­низма. Таким обра­зом, соче­таются разви­тие осоз­нан­ности и дове­рие к бессоз­на­тельным естест­вен­ным меха­низ­мам саморегуляции.
Юлия Андреева, глинотерапия, психолог, арт-терапевт
Для оценки результа­тов заня­тий использу­ется набор тестов, письмен­ные само­отчёты зани­маю­щихся, их устные обрат­ные связи во время и после заня­тий, а также результаты наблю­де­ний ведущего.

Среди изме­не­ний физи­че­ского состо­яния спустя два месяца после начала заня­тий 94% участ­ни­ков отме­чали улуч­ше­ние общего состо­яния орга­низма: повы­ше­ние общего тонуса, повы­ше­ние резис­тент­ности к прос­туд­ным и вирус­ным забо­лева­ниям, разви­тие физи­че­ской вынос­ли­вости и т.п. Кроме того, все участ­ники отме­чали, по край­ней мере, одно из пере­чис­лен­ных ниже изме­не­ний: разви­тие и укреп­ле­ние свя­зоч­но-сустав­ного аппа­рата и позво­ноч­ника, улуч­ше­ние состо­яния сердеч­но-сосу­дис­той системы, ЛОР-орга­нов, системы пище­варе­ния, нервной системы, моче­поло­вой системы и проч.

А. Маслоу, один из созда­те­лей гума­нис­ти­че­ского направ­ле­ния психо­ло­гии (наряду с К. Роджер­сом), разде­лил потреб­ности на дефи­цитар­ные – свя­зан­ные с необ­хо­димос­тью в полу­че­нии чего-либо – и бытий­ные – потреб­ности давать или совер­шать что-либо [3]. Заме­тим, что для того, чтобы члены какого-либо замкну­того сооб­щества удов­лет­во­ряли свои соци­альные потреб­нос­ти – в при­ня­тии, ува­же­нии и любви – необ­хо­димо, чтобы бытий­ные модальности этих потреб­нос­тей не усту­пали дефи­цитар­ным. При­меча­тельно, что в результате наших заня­тий у участ­ни­ков посте­пенно про­исхо­дило сме­ще­ние акцента от дефи­цитар­ных потреб­нос­тей (потреб­ности полу­чать) к бытий­ным (потреб­ности давать), что может быть свя­зано с изме­не­нием ценност­но-смыс­ло­вой ори­ента­ции личности.

Хочется осо­бенно отме­тить про­филак­ти­че­ский эффект при угрозе зара­же­ния коро­нави­ру­сом дыха­тельных прак­тик, прежде всего – свя­зан­ных с гипер­вен­ти­ля­цией лёгких и про­дол­жи­тельными задерж­ками дыха­ния как после вдоха, так и после выдоха.
Юлия Андреева, глинотерапия, психолог, арт-терапевт
Заключение

Обоб­щая полу­чен­ные результаты, можно сде­лать сле­дую­щие выводы:
1) в про­цессе телес­ных и арт-телес­ных (на основе лепки из глины) прак­тик про­исхо­дит раскры­тие и осоз­на­ние чело­ве­ком своей сути;
2) разви­тие само­соз­на­ния, в частности, своих телес­но-душев­ных свя­зей, а также твор­че­ское само­выра­же­ние (как в про­цессе работы с гли­ной, так и непос­редст­венно со своим телом), спо­собст­вуют укреп­ле­нию и разви­тию здоровья.

Литература
1. Андреев А.С. Фасилитация личностного роста: монография. – Симферополь: Н. Оріанда, 2012. – 212 с.
2. Гингер С., Гингер А. Гештальт – терапия контакта. 2-е изд. – СПб.: СпецЛит, 2001. – 288 с. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е издание. СПб: Питер, 2003. – 352 с.
3. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е издание. СПб: Питер, 2003. – 352 с.
4. Goldstein K. The Organism. – N.Y., 1939.
5. Kepner J. Body process: Working with the body in psychotherapy. San-Francisco: Jossey-Bass Publishers. A Gestalt Institute of Cleveland publication, 1993. – 223 p.
6. Perls, F., Hefferline, R., Goodman, P. Gestalt Therapy: Excitement and Growth in the Human Personality. – Highland, NY: Copyright by The Gestalt Journal Press, 1994–481 р.

Поделиться:

Републикация части материала, не превышающей по объему 25% исходной статьи, допускается с обязательным указанием автора и гиперссылкой на адрес полнотекстового материала на сайте art-in-psychology.com
Републикация части материала, не превы­шающей по объему 25% исходной статьи, допускается с обязательным указанием автора и гиперссылкой на адрес полнотекстового материала на сайте art-in-psychology.com
При оформлении статьи использованы фотографии из личного архива авторов.
Наверх