ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКСНЫХ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ

для улучшения психологического качества жизни (в группе пожилых людей с диагнозом хронический ревматоидный артрит)
06.05.2021

Насто­ящая работа фоку­сирует вни­мание на иссле­дова­нии психо­ло­гичес­кого аспекта качества жизни пожи­лых людей с диаг­но­зом хро­ничес­кий ревма­тоид­ный артрит. В прог­рамме участ­во­вала группа пенси­оне­ров. Для улуч­ше­ния психо­ло­гичес­кого качества жизни участ­ни­ков тре­нинга мы использо­вали комплекс мето­дов арт-терапии.

психолог, арт-терапевт
Арт-тера­пия

Арт-тера­пия явля­ется эффек­тив­ным мето­дом по сня­тию эмо­цио­нального напря­жения, чем она спо­собствует выздо­ровле­нию и облег­чает пере­жива­ние чувства боли, осо­бенно в слу­чае хро­ничес­ких забо­лева­ний. Когда реци­пиент создает пред­мет искусства (не важно, какого вида), он пере­живает и выра­жает свои чувства, страхи, жела­ния, осво­божда­ется от напря­жения. Арт-тера­пия возможна в инди­виду­альной и группо­вой форме. Но пре­восходство работы в группе заклю­чается в том, что она явля­ется поддер­жи­ваю­щей сре­дой, обес­пе­чивает пере­жива­ние различ­ного спектра эмо­ций и слу­жит источ­ни­ком энер­гии для чле­нов группы [8].

В Сое­динен­ных Шта­тах в 43% учреж­де­ний здра­воох­ра­нения при­меняют различ­ные виды арт-тера­пии. Из них 82% пред­ла­гают музы­кальные прог­раммы, 73% худо­жествен­ные, а 49% танце­вально-дра­мати­ческие. 78% заня­тий ведут подго­товлен­ные арт-тера­певты или про­фесси­ональные художники (67%) [4].

В основ­ном методы музы­кальной тера­пии используют в про­цессе подго­товки к хирур­ги­ческой опе­рации и в ходе восста­новле­ния здо­ровья, в кругу бере­менных, кото­рые лежат для сохра­нения бере­менности, во время интен­сив­ного лече­ния мла­денцев, в том числе рожден­ных раньше срока. Также при­меняют бла­готвор­ное вли­яние музыки для сни­жения боли в разных отде­лениях больниц, напри­мер, онко­логия, пси­хиат­рия, пульмо­ноло­гия и во время мно­гих дру­гих про­цедур лече­ния. Музыка зву­чит и в залах ожи­дания, таким обра­зом сни­мают тре­вогу и сни­жают уро­вень стресса у близ­ких больных [4].
психолог, арт-терапевт
Различные виды арт-терапии

Музы­кальная тера­пия
явля­ется самос­то­ятельной отрас­лью науки, что позво­ляет ее использо­вать в тера­певти­ческой среде для дости­жения различ­ных целей, опре­деля­емых необ­хо­димос­тью лече­ния чело­века. Музыка может ввести кли­ента в изме­ненное состо­яние созна­ния, бла­годаря чему поло­жительно повли­ять на физи­ческое, пси­хичес­кое, когни­тивное и соци­альное состо­яние чело­века в любом возрасте и с различ­ными заболеваниями [12; 1].

Визу­альные методы арт-тера­пии явля­ются отлич­ными невер­бальными средст­вами комму­ника­ции. Они позво­ляют выра­зить и опре­делить эмо­цио­нальное состо­яние больного, уме­ньшают уро­вень стресса или боли, бла­гопри­ятно вли­яют на про­цесс пре­одо­ления болезни [4]. Работа с управ­ля­емой фанта­зией, ментальными обра­зами спо­собствует более эффек­тив­ному функци­они­рова­нию иммун­ной системы. У онко­логи­ческих больных использо­вание визу­альных арт-техник позво­ляет вызвать поло­жительные физи­оло­гичес­кие изме­нения [4]. Иссле­дова­ния пока­зали, что если стены поме­щений лечеб­ных учреж­де­ний укра­шают картины при­роды (напри­мер, дере­вья, водо­пад), то фикси­руется уме­ньше­ние уровня тре­вожности и боли больных после операции [4].

Библи­оте­рапия (напри­мер, использо­вание текстов худо­жествен­ной лите­ратуры, ска­зок, допол­не­ние кре­атив­ным письмом и расска­зом исто­рий и пр.) помо­гает кли­енту понять исто­рию своей болезни и собствен­ную роль в про­цессе выздо­ровле­ния. Кроме того, библи­оте­рапия позво­ляет коррек­ти­ровать эмо­цио­нальное само­чувствие, уме­ньшать уро­вень тре­вожности, стресса и чувство пере­жива­емой боли. Симво­личес­кие картины сти­хотво­рений акти­визи­руют пози­тивные эмо­ции и спо­собствуют возник­но­вению внут­рен­них обра­зов. Сказки могут симво­лически выра­жать внут­рен­ние конфликты и пси­хичес­кие комплексы, пере­жива­емые в повсед­нев­ной жизни. Сказ­ко­тера­пия акти­визи­рует эмо­ции слу­шате­лей, и, бла­годаря отож­деств­ле­нию себя с геро­ями сказки, создает возмож­ность для коррек­ции и разви­тия личности, разре­шения межлич­ност­ных конфлик­тов. Лечеб­ное воздейст­вие ска­зок обна­ружи­вается и в том, что их конец всегда явля­ется позитивным [5].

Качество жизни людей, живущих с хронической болью

Насто­ящая работа фоку­сирует вни­мание чита­теля на психо­ло­гичес­ком аспекте качества жизни. Для иссле­дова­ния психо­ло­гичес­кого качества жизни мы использо­вали при­емы пози­тивной психо­ло­гии [6]. Соот­ветст­венно этому подходу инди­като­рами психо­ло­гичес­кого здо­ровья счи­таются: чувство бла­гопо­лучия (well-being), удов­лет­во­ренность прош­лым, пере­жива­ние жизни в насто­ящем (flow) и опти­мизм в связи с буду­щим, при­нятие самого себя, эмо­цио­нальная ста­бильность, поло­жительные эмо­ции – всё это явля­ется харак­тер­ными чертами кре­атив­ной, откры­той, успешно разви­ваю­щейся личности [6; 10].

Для иссле­дова­ния мы выбрали группу людей с диаг­но­зом хро­ничес­кий ревма­тоид­ный артрит (rheumatoid arthritis, в дальней­шем – РА). Можно ска­зать, что пока­затели качества жизни у людей с забо­лева­нием РА в зна­чительной мере отстают от сред­него, осо­бенно это каса­ется физи­ческого функци­они­рова­ния. По отно­шению к боли они нужда­ются в помощи [9]. Живу­щие с хро­ничес­кой болью люди часто стра­дают от тре­вожности и депрес­сии. Их нега­тивный и пассив­ный подход к ситу­ации еще более усу­губляет их проблемы [2].
психолог, арт-терапевт
Исследование

Иссле­дова­ние осу­ществля­лось в рамках про­екта EFOP‑3.6.1–16–2016–00008 «Мно­гопла­новое иссле­дова­ние в области сохра­нения физи­ческого, пси­хичес­кого и соци­ального здо­ровья, пре­дупреж­де­ние забо­лева­ний и разра­ботка осу­ществля­емых прог­рамм для защиты здоровья».

В прог­рамме, при­меня­ющей подходы арт-тера­пии, участ­во­вала группа пенси­оне­ров (12 чел.) с забо­лева­нием РА. С их помо­щью мы пла­ниро­вали уста­новить, как комплекс­ное использо­вание различ­ных арт-тера­певти­ческих мето­дов вли­яет на качество жизни участников.

Глав­ная идея про­екта состо­яла в том, чтобы:
• с одной сто­роны, опре­делить харак­тер вли­яния комплекс­ных мето­дов арт-тера­пии на качество жизни и здо­ровье людей (в возрасте более 60 лет) с забо­лева­нием РА;
• с дру­гой, уви­деть эффек­тив­ность совмест­ной работы спе­циа­листов музы­кального факультета и факультета науки здо­ровья и соци­ального развития.

Материал и метод

Для иссле­дова­ния психо­ло­гичес­кого качества жизни и эффек­тив­ности использо­вания мето­дов арт-тера­пии мы слу­чайным обра­зом про­вели отбор добро­вольцев, кото­рые были согласны отве­чать на наши вопросы. В анке­тиро­вании участ­во­вали 60 женщин с диаг­но­зом РА. Из них добро­вольно в рабо­чую группу вошли 12 чело­век. Модель работы вклю­чала 13 встреч с при­мене­нием различ­ных арт-тера­певти­ческих техник. В контрольной группе (тоже с диаг­но­зом РА) не пред­по­лага­лось ника­кого действия. Обе группы до начала и по окон­ча­нию тре­нинга запол­нили опросник.

Опрос­ник содер­жал (кроме соци­ально-демог­ра­фичес­ких данных) разные тесты, кото­рые слу­жили иссле­дова­нию психо­ло­гичес­кого качества жизни:
1. «Уро­вень бла­гопо­лучия» (WBI, Well-Being Index, Bech et al., 1996). Сокра­щенный венгерс­кий вари­ант опрос­ника, кото­рый использу­ется для субъек­тив­ного изме­рения уровня психо­ло­гичес­кого благополучия [11].
2. «Удов­лет­во­ренность жизнью» (SWLS, Satisfaction with Life Scale, Diener et al., 1985) в венгерс­ком вари­анте дает возмож­ность для субъек­тив­ной и когни­тивной оценки качества жизни [7].
3. «Ори­ента­ция на счас­тье» (OTH, Orientations to Happiness Scale, Peterson et al., 2005). Венгерс­кая адап­та­ция теста с выде­ленными в ней ценност­ными ори­ента­циями на счас­тье пока­зывает, каким обра­зом чело­век может сам повы­сить уро­вень удов­лет­во­ренности жизнью посредст­вом ори­ента­ции:
• на удо­вольствие (поиск радос­тей, поло­жительных впе­чатле­ний);
• на пере­жива­ние чувства насто­ящего (поиск действий, рожда­ющих пере­жива­ние насто­ящего – flow);
• на нахож­де­ние смысла (поиск смысла жизнен­ных собы­тий) [13].
4. «Сочувст­вие и кри­тичес­кое отно­шение к себе» (SCS, Self-Compassion Scale, Neff, 2003). Мы опи­рались на венгерс­кий вари­анты шкалы. Сочувст­вие к себе явля­ется одной из форм при­нятия самого себя и инди­като­ром ментального здо­ровья. Сочувст­вие к себе озна­чает, что мы при­нимаем и пони­маем, возможно, жалеем себя, когда мы попа­даем в тяже­лое поло­жение. А кри­тика по отно­шению к себе, нао­борот, зна­чит, что мы осуж­даем, обви­няем, кри­тикуем себя в слу­чае труд­нос­тей и неу­дач [14].
5. «10 пози­тивных эмо­ций» – это 10 чаще всего встре­чаю­щихся эмо­ций, кото­рые форми­руют повсед­нев­ную жизнь людей [3].
6. Также был состав­лен авторс­кий опрос­ник, кото­рый вклю­чал вопросы, свя­занные с ощу­щени­ями боли, пере­жива­емой участ­ни­ками группы, с при­емами по сни­жению этой боли и фикса­цией опыта работы с болью посредст­вом музыки. По окон­ча­нии работы участ­ники группы дали письмен­ные мате­риалы о полу­ченном на тре­нинге опыте.

Обра­ботка и ана­лиз данных осу­ществля­лись с при­мене­нием ста­тисти­ческого пакета SPSS Statistics. Кроме опи­сательной ста­тистики мы использо­вали систему мето­дов ста­тисти­ческой про­верки гипо­тез (t-кри­терий Стью­дента) и диспер­си­онный ана­лиз (ANOVA, Analysis of Variance).

Содержание тренинга

Веду­щие:
1. Будаи Ева – дефек­то­лог, пре­пода­ватель Сегедс­кого уни­верси­тета (Венгрия), аспи­рант Печского уни­верси­тета.
2. Лоба­нов Артём – канди­дат педа­гоги­ческих наук, пре­пода­ватель Сегедс­кого уни­верси­тета (Венгрия).
3. Ухе­рецки Эстер – дири­жер, доцент Сегедс­кого уни­верси­тета (Венгрия).
4. Бене­декфи Иштван – пиа­нист, пре­пода­ватель Сегедс­кого уни­верси­тета (Венгрия).

Заня­тия дли­лись 13 недель, про­ходили один раз в неделю и зани­мали 2–2,5 часа. На заня­тиях всегда зву­чала живая музыка. Каждая встреча имела центральную тему, кото­рая была свя­зана с опре­делен­ной облас­тью психо­ло­гичес­кого качества жизни. Кроме того, каждое заня­тие имело симво­личес­кое обоз­на­чение цветом.

Заня­тия начи­нались с всту­пительного круга, где участ­ники расска­зывали о своем само­чувствии и о том, что с ними про­исхо­дило на пре­дыду­щей встрече. После этого начи­нала зву­чать живая музыка (форте­пиано, скрип­ка) и/или пение. Музы­канты использо­вали как про­изве­дения клас­си­ческой музыки, так и собствен­ные импро­виза­ции, кото­рые ассо­циа­тивно были свя­заны с темами заня­тий. Отме­тим, что высо­кое качество испол­не­ния про­изво­дило на участ­ни­ков группы эффект при­сутствия на концерте клас­си­ческой музыки. Мно­гие из участ­ни­ков знали испол­ни­телей по их выступ­ле­ниям на городс­ких и наци­ональных сце­нах, т. к. это извест­ные в стране музы­канты. Все это созда­вало атмос­феру доверия.
психолог, арт-терапевт
После прос­лу­шива­ния музыки про­должа­лась работа различ­ными арт-тера­певти­ческими техни­ками, кото­рые соот­ветст­во­вали психо­ло­гичес­кому содер­жа­нию заня­тия. Мы использо­вали визу­альные техники (рисо­вание, работа с цве­том, коллаж), техники библи­оте­рапии (чте­ние лите­ратур­ных про­изве­дений, сочи­нение, «кре­атив­ное письмо») и техники психод­рамы (обмен ролями, созда­ние скульптуры, «Внут­рен­ний голос»). В ходе этих работ мы всегда стре­мились к тому, чтобы участ­ники имели возмож­ность для осу­ществле­ния само­рефлек­сии, то есть возмож­ность взгля­нуть на свое собствен­ное твор­чество, пси­хичес­кое состо­яние и харак­тер пове­дения, и, таким обра­зом, задейст­во­вать самосознание.

В ходе дальней­шей работы чаще использо­валось музы­кальное сопро­вожде­ние; участ­ни­кам пре­достав­ля­лась возмож­ность посредст­вом пения, дви­жения и танца при­сое­диниться к музыке. В конце встречи члены группы запи­сывали в днев­ники свои мысли, пере­жива­ния и самый важный для них опыт, полу­ченный в этот день. В завер­ша­ющем круге группа дели­лась пере­жива­ниями важного для них опыта.

Ниже, в таблице можно озна­комиться с комплек­сом арт-тера­певти­ческих мето­дов: психо­ло­гичес­кими темами и техни­ками арт-тера­пии, использо­ванными музыкальными произведениями.
Таблица. Комплекс арт-терапевтических методов
Таблица. Комплекс арт-терапевтических методов
Психологические темы и техники
Музыкальные произведения
«Зна­комство, спло­чение группы» (работа с карти­нами, сво­бодное дви­жение)
Бетхо­вен: «Эгмонт» увер­тюра,
Мусоргс­кий: «Картинки с выставки» (Promenade)
«Начало пути. Жела­ния и цели» (управ­ляемое вооб­ра­жение – «Внут­рен­нее путе­шествие», рисо­вание
Двор­жак: «Из Нового Света» (1 часть)​
«Желтый цвет. Солнце как символ жизни» (управ­ля­емое вооб­ра­жение – «Внут­рен­нее путе­шествие», дра­мати­ческая поста­новка)
Мусоргс­кий: «Картинки с выставки» (Балет невы­лупив­шихся птен­цов),
Римский-Корса­ков: «Гимн Солнцу»
«Крас­ный цвет. Птица-феникс как символ возрож­де­ния» (управ­ля­емое вооб­ра­жение – «Внут­рен­нее путе­шествие», живопись)
Барток: «Bird Song»,
Гайдн: «The Bird»​
«Голу­бой (синий) цвет. Внут­рен­ний мир, спо­койствие» («Внут­рен­нее путе­шествие», «Открытка с видом на море», рисо­вание, кре­атив­ное письмо, сво­бодный танец)
Гендель: «Музыка на воде» (Air),
Сме­тана: «Моя родина», Шуберт: «Форель»,
Дебюсси: «Море», Штраус: «На прек­рас­ном голу­бом Дунае»
«Черный цвет. При­нятие себя: символ Инь – тене­вая сто­рона горы» (управ­ля­емое вооб­ра­жение, рисо­вание мелками)
Мендельсон: «Сон в летнюю ночь» (Notturno), Дебюсси: «Три песни»​
«Белый цвет. При­нятие себя: символ Ян – солнеч­ная сто­рона горы» (управ­ля­емое вооб­ра­жение – «Внут­рен­нее путе­шествие», дра­мати­ческая поста­новка)
Моцарт: «Ария Зарастро»,
Бах: «В долине слез как тень блуж­дая»,
Пахельбель: «Канон»,
Григ: «Утрен­нее настро­ение»
«Зеле­ный цвет. Нахож­де­ние внут­рен­него спо­койствия и безо­пасности» (управ­ля­емое вооб­ра­жение, коллаж, цвет­ная бумага, созда­ние своей и группо­вой ска­зок)
Вивальди: «Весна»,
Григ: Сюита «‘Пер Гюнт»,
Кодай: «В зеле­ном лесу»,
Кодай: «Verona Landscape»
«Фио­лето­вый цвет.
Гармо­ния, кре­атив­ность»

(кре­атив­ное письмо, рисо­вание)
Шопен: e-moll «Концерт для форте­пиано с оркест­ром № 1», Крейс­лер: «Венская мело­дия», Элгар: «Salut d’Amour»,
Моцарт: «Симфо­ния № 40» g-moll, Мендельсон: «Скри­пичный концерт»
«Серый цвет. Страх и надежда»
(управ­ля­емое вооб­ра­жение, живо­пись)​
Шопен: «Капля дождя» пре­людия,
Beethoven: «Лунная соната» (1 часть),
Лист: «Серые облака»
«Корич­не­вый цвет. Ска­зочное дерево, расту­щее до небес» (управ­ля­емое вооб­ра­жение, сочи­нение собствен­ной сказки, рисо­вание)
Верди: «Va, pensiero», Лара Фабиан: «Caruso»,
Бах: «Бран­ден­бургс­кие концерты» (1 часть),
Чайковс­кий: «Вальс цве­тов»
«Оран­же­вый цвет. Празд­ник Ивана Купалы как символ чистоты, здо­ровья, любви и вечного возоб­нов­ле­ния»
(управ­ля­емое вооб­ра­жение, рисо­вание, сво­бодный танец)
Вивальди: «Лето» presto,
Про­кофьев: «Танец рыца­рей»,
Дебюсси: «Фейер­верк» пре­людия
Мендельсон: «Сон в летнюю ночь» (Увер­тюра)
«Завер­ше­ние, итоги» (выставка работ участ­ни­ков тре­нинга, сво­бодный танец)
Шуберт «Форель», Бах: Сюита минуэт h-moll, Пахельбель: «Канон»
Работа с цветом, арт-терапия
Работа с цветом, арт-терапия
Работа с цветом, арт-терапия
Работа с цветом, арт-терапия
Работа с цветом, арт-терапия
Работа с цветом, арт-терапия
Работа с цветом, арт-терапия
Работа с цветом, арт-терапия
Работа с цветом, арт-терапия
Работа с цветом, арт-терапия
Результаты

Пси­хомет­ри­ческие пока­затели группы мы изме­ряли до и после тренинга.
Пока­затели тестов «Уро­вень бла­гопо­лучия» (WBI) и «Удов­лет­во­ренность жизнью» (SWLS) не выя­вили ста­тисти­чески зна­чимых изме­нений. Мы пола­гаем, что более замет­ной поло­жительной дина­мики можно было бы достичь с помо­щью дли­тельной и регу­лярной работы, готов­ность к чему выра­зили члены группы.

Зна­чительный рост пока­зате­лей был зафик­си­рован в сле­дую­щих тестах: «Ори­ента­ция на счас­тье» (OTH) и «10 пози­тивных эмо­ций»:
1. Ори­ента­ция на удо­вольствия (2,88→3,46; p=0,014);
2. Ори­ента­ция на пере­жива­ние насто­ящего (3,13→3,34; p=0,024);
3. «10 пози­тивных эмо­ций» (25,44→30,22; р=0,040).

Сле­дует также отме­тить, что субъек­тив­ное пере­жива­ние боли уме­ньши­лось к концу тре­нинга. Оценка уровня боли до начала тре­нинга состав­ляла – 4,22 балла, а после – 2,68 (SD=1,42).
Завер­шая работу, мы попро­сили чле­нов группы отве­тить на сле­дую­щий вопрос: «Какие изме­нения внес в вашу жизнь и здо­ровье тре­нинг по арт-тера­пии?» Участ­ники пере­числили только поло­жительные изме­нения, ни одного нега­тивного заме­чания в отве­тах не было. Большинство отве­чаю­щих (10 чел.) выде­лили «чувство при­надлеж­ности к коллек­тиву». Им было очень при­ятно при­надле­жать к при­нима­ющей, поддер­жи­ваю­щей, дру­желюб­ной группе. Это свя­зано и с тем, что мно­гие из респон­ден­тов живут одиноко.

«В нашей мале­нькой группе я полу­чила опыт, кото­рый позво­лил мне легче гово­рить о своих труд­нос­тях, проб­ле­мах во время твор­чес­кой дея­тельности, раскры­ваться перед дру­гим и помо­гать друг другу».
«Во время тре­нинга рожда­лись новые дру­жеские отно­шения, и это здо­рово помогло мне пере­носить свое горе».


Сни­жение уровня тре­вожности, пере­жива­ние поло­жительных эмо­ций и улуч­ше­ние настро­ения были отме­чены у большинства участ­ни­ков тре­нинга (9 чел.). Так же во мно­гих слу­чаях уме­ньши­лась интен­сив­ность боли (8 чел.).

«Пони­маю­щая среда группы помогла снять мое напря­жение».
«Наши встречи внесли в мою жизнь улыбку, весе­лое настро­ение, любовь».
«Каждое заня­тие предс­тав­ляло яркое све­жее пятно. Разные виды твор­чес­кой дея­тельности осво­бождали мое детское Я. Это пода­рило моей «ста­рею­щей» душе игри­вость. Так надо было бы жить, откры­вая чувстви­тельность для воспри­ятия кра­соты».
«Уме­ньши­лись мои телес­ные и душев­ные боли».
«Ощу­щение боли сни­жалось во время заня­тий».
«Я обра­щала вни­мание, что когда я хорошо себя чувствую, когда я счаст­лива, тогда я в меньшей мере ощу­щаю боль и меньше ее заме­чаю».


Хоте­лось бы отме­тить, что поло­вина группы респон­ден­тов гово­рила о том, что в про­цессе заня­тий у них разви­лось само­созна­ние (5 чел.) и улуч­ши­лось отно­шение к себе (6 чел.). В то же время четыре респон­дента отме­тили, что учас­тие в группе для них послу­жило источ­ни­ком сил.

«На этих заня­тиях во мно­гом разви­валось мое само­позна­ние, несмотря на мой зре­лый возраст. Жаль, что я раньше не встре­чалась с такой возмож­нос­тью».
«Смяг­чи­лось давя­щее меня чувство ответст­вен­ности: уже не всегда нахожу себя винов­ной, когда про­исхо­дит со мной что-нибудь нехо­рошее».
«Поло­жение со своим здо­ровьем и болью я сейчас оце­ниваю не как болезнь, а как состо­яние, при­надле­жащее ко мне, при­нимаю».
«Тре­нинг при­дал мне много сил, для того чтобы про­явить свои спо­собности. Раньше это не уда­валось».
«Музыка для меня слу­жила источ­ни­ком энер­гии, а остальные виды арт-тера­пии, твор­чество при­носили радость в мою жизнь».
Работа с цветом, арт-терапия
Работа с цветом, арт-терапия
Работа с цветом, арт-терапия
Работа с цветом, арт-терапия
Работа с цветом, арт-терапия
Работа с цветом, арт-терапия
Работа с цветом, арт-терапия
Работа с цветом, арт-терапия
Работа с цветом, арт-терапия
Работа с цветом, арт-терапия
Итоги

На осно­вании ана­лиза науч­ной лите­ратуры по проб­ле­матике ста­тьи сле­дует отме­тить, что в запад­ной меди­цине при­мене­ние арт-тера­певти­ческих мето­дов в помощь больным и их близ­ким явля­ется распрост­ра­ненным подхо­дом. Совре­менные между­народ­ные иссле­дова­ния в области арт-тера­пии дока­зали поло­жительное воздейст­вие искусства на психо­со­мати­ческое здоровье.

По результа­там конста­тиру­ющего иссле­дова­ния были полу­чены эмпи­ричес­кие данные, согласно кото­рым в иссле­дуе­мой группе с РА пока­затели психо­ло­гичес­кого качества жизни были сущест­венно ниже сред­них, харак­тер­ных для жите­лей страны. До начала заня­тий члены группы глу­боко пере­живали оди­ночество, зави­симость от обсто­ятельств, нега­тивные эмо­ции, депрес­сив­ные настро­ения и изме­нения в образе жизни.

Наша тера­певти­ческая работа с при­мене­нием комплекса арт-тера­певти­ческих мето­дов, в первую оче­редь, поло­жительно повли­яла на настро­ение участ­ни­ков группы. Было отме­чено, что уро­вень субъек­тивно пере­жива­емой боли в зна­чительной мере сни­зился к концу тре­нинга. Эти результаты подтверж­дены в ходе интер­вью­иро­вания и выра­жены респон­ден­тами в письмен­ных отзы­вах, в кото­рых отме­чены поло­жительные чувства после тре­нинга, улуч­ше­ние настро­ения, сни­жение уровня напря­жения и боли. Большинство участ­ни­ков подчер­ки­вают акту­альную зна­чимость при­надлеж­ности к группе. Отме­чается разви­тие само­позна­ния и зна­чение того опыта откры­тия новых ресур­сов и источ­ни­ков энер­гии, кото­рый они полу­чили во время заня­тий арт-терапией.

Лите­ратура

1. Bandi, Sz. A.: Zene és személyiség in: Vas Bence (2015, szerk.): Zenepszichológia Tankönyv. PTE Művészeti Kar Zeneművészeti Intézet, 145–166.o.
2. Berghammer, R. (2013): A fájdalom és fájdalomszindrómák magatartás-szempontú megközelítése. SE Magatartástudományi Intézet.
3. Fredrickson, B. (2015): A pozitív érzelmek hatalma. Akadémiai Kiadó.
4. Goodman, O.; Sims E. (eds, 2009): State of the field report: Arts in healthcare. Washington, DC: Society for the Arts in Healthcare.
5. Havasi, V. (2017): A művészetterápiák és alkalmazási lehetőségeik a szociális szférában, valamint a szociális munkások képzésében. In. Szellem és tudomány, 8 évf. 1–2 sz., 146–164. Miskolc.
6. Kopp, M.; Skrabski Á. (1995): Magyar lelkiállapot az ezredforduló után. http://www.tavlatok.hu/86/86kopp_skrabski.pdf 2017.10.20.
7. Martos, T.; Sallay, V, Désfalvi, J., Szabó, T., Ittzés, A.: Az Élettel való Elégedettség Skála magyar változatának (SWLS-H) pszichometriai jellemzõi. Mentálhigiéné és Pszichoszomatika 15 (2014) 3, 289–303.
8. Mogyorósy-Révész, Zs. (2019). Érzelmi regulációs változások krízisben és traumában – a helyreállítást segítő, pszichológiai tanácsadás során alkalmazható módszerek és gyakorlatok. Mentálhigiéné és Pszichoszomatika, 20(3), 267–298.
9. Sallai, J. R.; Hunka, A.; Héjja, G.; Ratkó, I.; Ortutay, J.; Márkus, I.; Ormos, G.; Ujfalussy, A.; Szekeres, L.; Insperger, A.; Varjú, T.; Bálint, G. (2013): Hazai kórházakban rehabilitált rheumatoid arthritises betegek életminősége / Survey of quality of life of rheumatoid arthritis patients admitted to rehabilitation centres in Hungary. Orvosi Hetilap, 154 (35). pp. 1381–1388.
10. Seligman, M. E. P.; Csikszentmihalyi, M. (2000): Positive psychology: An introduction. American Psychologist, 55(1), 5–14.
11. Susánszky, É.; Konkolÿ Thege B.; Stauder, A., Kopp, M.: A WHO Jól-Lét Kérdőív Rövidített (WBI‑5) magyar változatának validálása a Hungarostudy 2002 Országos Lakossági Egészségfelmérés alapján. Mentálhigiéné és Pszichoszomatika 7 (2006) 3, 247–255.
12. Standley, J.M. (2000): Music research in medical treatment. In D. Smith (Ed.) Effectiveness of Music Therapy Procedures: Documentation of Research and Clinical Practice. American Music Therapy Association: Silver Spring, MD.
13. Szondy M.; Martos, T.: A boldogság három arca: a Boldogság Orientáció Skála magyar változatának validálása. Mentálhigiéné és Pszichoszomatika 15 (2014) 3, 229–243.
14. Sági A., Köteles F., V. Komlósi A. (2013): Az Önmagunk iránt érzett együttérzés (önegyüttérzés) skála magyarváltozatának pszichometriai jellemzõi. Pszichológia, 33, 4, 293–312.

Поделиться:

Републикация части материала, не превышающей по объему 25% исходной статьи, допускается с обязательным указанием автора и гиперссылкой на адрес полнотекстового материала на сайте art-in-psychology.com
Републикация части материала, не превы­шающей по объему 25% исходной статьи, допускается с обязательным указанием автора и гиперссылкой на адрес полнотекстового материала на сайте art-in-psychology.com
Наверх