СОСТОЯНИЯ 
СОЗНАНИЯ

СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ
в психотерапевтической практике
в психотерапевтической 
практике
23.09.2023

Процесс психотерапии возможен благодаря присущему каждому человеку феномену сознания. Сознательно воздействуя на психическое пациента или клиента (сознательную или бессознательную его часть) терапевт добивается разрешения внутриличностного конфликта, улучшения эмоционального и соматического состояния, интеграции частей личности клиента или других целей психологической работы. Мишенью терапевтической работы, как правило, являются содержание психики, смыслы. Между тем, сознанию присуще не только содержание, но оно само обладает характеристиками процесса (или процессуальности). Знакомство с особенностями этого процесса может быть хорошим подспорьем в работе практического психолога.
В статье рассмотрены некоторые современные философские и нейрофизиологические представления о феномене сознания, рассмотрены представления о сознании как континууме состояний, рассмотрены использующие измененное состояние сознания (трансовые состояния) методологические приемы разных психотерапевтических направлений.

Сознание, арт-терапия
Определение сознания.
Информационный подход к проблеме сознания


Проблема сознания – актуальная область исследования в мировой науке и философии в последние несколько десятилетий. Ракурс, в котором рассматривается сознание, зависит от области исследования, соответственно, определения этому понятию даются разные.
Ранее сознание понималось как высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-­историческому существу [9]. В настоящий момент подчеркивание эксклюзивности сознания как качества человеческой психики практически не встречается в риторике ученых, но идея возникновения сознания как развития психического остается продуктивной. Сознание развивается и в филогенезе, и в онтогенезе.
Сознание может пониматься как результат – возникновение качества субъективности переживаемых ощущений, впечатлений, мыслей, составляющих внутренний духовный мир его носителя, и как процесс – способность к самоотчету об этих переживаниях, ясность психических процессов (восприятия, внимания, мышления) [10, с. 191].

Феномен сознания связывается с деятельностью мозга. Как именно связаны мозг и наша психика – не решенный наукой на данный момент вопрос, называемый психофизиологической проблемой.
Советский и российский философ Д. И. Дубровский предлагает информационный подход к проблеме сознания и соотнесенности его с деятельностью мозга, рассматривая эти явления как одномоментные и однопричинные. В основе подхода 3 принципа: 1) явления субъективной реальности можно интерпретировать как информацию о реальном объекте. Информация есть содержание сигнала, содержание сообщения; 2) информация инвариантна по отношению к физическим свой­ствам своего носителя (кодируется по-разному); 3) информация необходимо воплощена в своем физическом носителе. Носитель информации – кодовая структура этой информации, она сложилась на основании кодовой зависимости – сравнительно устойчивой связи, сложившейся в ходе эволюции (или онтогенеза) между определенным физическим воздействием и его значением для организма. Кодовая зависимость случайна, но сложившись и функционируя, она является элементом самоорганизации системы. Примеры кодовых зависимостей: язык, условный рефлекс, генетический код. Задачу философии сознания Д. И. Дубровский видит в разработке феноменологии субъективной реальности, формирование личностных и межличностных инвариантов субъективной реальности [6].
Таким образом, человек как обладатель сознания выступает носителем разнообразных кодовых структур, обладающих определенным для него значением (смыслом). Формализация кодов сознания представляется невероятно сложной задачей, которая, вероятно, будет решаться в будущем.
Нейропсихологическе концепции сознания

Сознание не объясняется работой какой‑то определенной структуры мозга или изолированной группы клеток. Сознание, наряду с психическими функциями, возникает на основе объединения в систему неоднородных нервных структур и специальной организации мозговых процессов, обеспечивающую их высокую интеграцию. Связь между структурами возникает на основе выравнивания ритма их деятельности. Нейрофизиологи выделяют три основные дополняющие друг друга концепции сознания.
Для сознания характерен перемещающийся высокий уровень возбуждения участков мозга. Концепция «светлого пятна» И.П. Павлова, получившая развитие в «теории прожектора» Ф. Крика, суть которой в том, что в каждый определенный момент времени какой‑то нейронный ансамбль коры головного мозга переживает состояние высокой возбудимости, длится которое 100 мс, а затем передается другому нейронному ансамблю. Благодаря перемещению «прожектора» сознания становится возможным объединение различных нейронных групп в единую систему [10].

Другая концепция возникновение субъективных переживаний соотносит с информационным синтезом. Впервые идея была выдвинута в середине 70‑х годов А.М. Иваницким и наиболее полно развита Дж. Эдельманом. В основе субъективных феноменов лежит механизм повторного входа возбуждения в те же нейронные группы после дополнительной обработки информации в других группах (для сложных процессов – в определенных фокусах взаимодействия) или поступления сигналов из внешней среды. Повторный вход позволяет сравнить и синтезировать полученные данные [10].

Третий подход связывает возникновение сознания с необходимостью коммуникации, передачи информации и, в частности, с речью. Эта концепция была разработана П.В. Симоновым. Дальнейшая экспериментальная разработка концепции другими исследователями показала, сознание связано не столько непосредственно с речевой функцией, сколько со способностью к абстрактному мышлению (выражением которой становится возникновение речи). Механизмом обеспечения сознания высшего порядка тот же принцип повторного входа возбуждения в определенные зоны коры [10].
Есть пример нейропсихологического исследования, в котором регистрировались магнитные поля мозга при предъявлении изображений различного содержания. Несмотря на то, что изображенный объект называть не требовалось, возбуждение коры отмечалось также и в вербальных зонах [10]. То есть понятийное абстрактное мышление наслаивается над образным и неразрывно ему сопутствует. Смысловая же единица сознанием описывается всеми доступными и извлеченными из памяти кодами.
Анохин Константин Владимирович
Анохин Константин Владимирович
Анохин Константин Владимирович
Российский нейрофизиолог, доктор медицинских наук К.В. Анохин с сотрудниками сформулировали теорию нейронных гиперсетей, объясняющую устройство нашего мозга, разума, сознания. Теория редуцирует сложность мозга по примеру теории эволюции и базируется на трех основных принципах.
1). Функциональные системы – совокупность элементов организма, мозга и всего тела, вовлеченных в выполнение определенного действия.
2) Глубокие нервные сети, порождаемые развитием функциональных систем; глубокие – значит имеющие слои, «работающие с продуктами» других слоев сети – связанными, дифференцированными, интегрированными абстрактными сигналами.
3) Эпигенетическая память, которая возникает у нервных клеток в этой сети и закрепляет абстрактное знание не только о способах адаптации к окружающему миру, но и о мире вообще [1].

Группы нейронов, которые образовывались в борьбе за результаты поведения организма, и возникают за счет специализации клеток мозга, образуют элементы нашего мозга, которые являются также элементами нашего разума (на другом уровне), в теории называемые когнитивными группами или когами. Группы эти состоят из отдельных клеток, а являются уже элементом опыта и знания организма, то есть гиперсети – сети, состоящая из элементов более низкого уровня, но приобретающая свой­ства более высокого порядка: знания, мотивации, желания, ценности, поведение, навыки, привычки и т. п. – это все составляет наш разум. «Разум возникает не как некоторая надслойка над существующей нервной сетью, а как трансформирующая эту нервную сеть донизу система, то есть разум имеет глубокое происхождение, потому что касается изменения свой­ств работы отдельных нервных клеток». В нейронной гиперсети происходят специфические процессы, глобальные перколяции. Нейронная сеть пронизана огромным количеством связей и «кротовых нор», через которые в какой‑то момент, на каком‑то пороге возбуждения одна из когнитивных групп (функциональная нейронная группа) получает доступ ко всему прошлому опыту, к «я» данного индивида. И эти процессы глобального доступа, глобальной проницаемости, являются тем, что мы называем сознанием [2, 3].
Сознание, нейроны, арт-терапия
В основе гиперсетевой теории мозга лежат научные знания, которые полезно учитывать в практической работе. Элементы опыта фиксируются в нервной клетке благодаря работе (экспрессии) генов, включающейся в моменты переживания новизны, «обучения» клетки. Вспышки экспрессии генов и обучение клетки происходит постоянно, память накапливается. Одна и та же нейронная клетка может участвовать в работе разных функциональных систем. Неся информацию о разных элементах опыта, который мог быть получен в разные периоды времени, клетка способна при ее стимуляции (определенной мыслью, определенным внутренним процессом, внешним событием), «потянуть» все функциональные системы, все элементы опыта, которые когда‑то вовлекали ее в свою работу. Благодаря этому свой­ству наш мозг обладает невероятной автоассоциативностью: мы способны связывать явления и события, далеко расположенные в нашем опыте во времени или по смыслу. Именно с такой способностью клеток связано творчество и мышление [2, 3].

Континуум сознания.
Измененные состояния сознания


Американский психолог, доктор философии К. Мартиндейл. многие исследования которого основаны на психоаналитических представлениях о первичном и вторичном процессах, рассматривал сознание как неравномерно протекающий процесс, представленный актуальным в данный момент времени набором познавательных единиц (конкретное содержание сознания в виде идей, мыслей, осознаваемых чувств), Сознание по Мартиндейлу представляет собой континуум состояний, простирающийся от проблемно-­ориентированного состояния бодрствования с ярко выраженным паттерном активации (фокус внимания), соответствующего вторичному процессу, к сновидному состоянию, в котором познавательные единицы относительно уравновешены и находятся вне контроля нашего я, что соответствует первичному процессу [8].
В бодрствующем состоянии мы ориентированы на проблемы, возникающие, как правило, во внешнем окружении, которые мы решаем с помощью понятий и абстракций, мысль наша структурируется по принципу «если – тогда». В состоянии фантазирования психику заполняют конкретные и перцептивные содержания, мы движемся от логических суждений к внутренним рассказам, нарративам, мысль наша строится по принципу «затем – затем». Спектр фантазирования меняется от более реалистического (сохраняющую проблемную ориентацию), к более аутистическому виду фантазий (меньше соотносятся с действительностью). В следующем состоянии континуума, называемом Мартиндейлом мечтами, мысль перестает контролироваться и утрачивает направленность, образы и воспоминания следуют один за другим, не образуя последовательного повествования. Состояния, возникающие в дремотном, сумеречном состоянии, характеризуются автоматическим ненаправленным потоком ярких живых образов, попытки осознавания и контроля которых приводят к их разрушению. Другой конец континуума – сновидения – состояние, напоминающее фантазирование последовательным повествовательным характером, но полностью автоматизированное, не связанное с реальностью и не имеющее цели [8].

Вторичный процесс, то есть бодрствующее состояние и ясное сознание не поддерживается устойчиво: сознание флуктуирует и смещается в сторону фантазий и мечтаний. Флукуирующее сознание проходит три последовательные состояния: 1) утомления познавательных единиц, когда никакое содержание сознания не управляет им в достаточной для поддержания вторичного процесса степени, 2) растормаживания и колебания – со снижением активации одних единиц, становятся активными другие, затем третьи, возникают колебания, которые могут как затухать, так и усиливаться, вызывая галлюцинаторные переживания (аналог этого в гипнагогических образах, галлюцинациях, вызванных длительной сенсорной депривацией) и 3) уравнивания активации, состояние, которое, как предполагают, возможно достичь в состоянии глубокой медитации в результате многолетней тренировки [8].
Сальвадор Дали, Сон, навеянный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения
Сальвадор Дали, «Сон, навеянный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения», 1944
Для измененных состояний сознания характерно то, что актуализируемая информация предстает сознанию в форме наглядно-­чувственных образов, символов реальности. Психофизиологи наступление гипнотического состояния связывают с понижением активности левого полушария мозга и одновременным повышением активности правого, ответственного за наглядно-­образную и эмоционально-­смысловую переработку информации. Активность перетекает из сферы практических действий в сферу воображения, а поведенческие реакции редуцируются до уровня автоматизмов. Практически все зарубежные исследователи измененных состояний сознания как о их характерной черте говорят о снижении продуктивности мыслительной деятельности.

Советские исследователи О.К. Тихомиров, В.Л. Райков, Н.Б. Березанская, изучавшие личностные детерминанты мыслительной деятельности, получили данные, резко отличающиеся от зарубежных. Их испытуемые, находившиеся в сомнамбулической стадии гипноза, сохраняли прежний уровень мыслительной деятельности, решали задачи наглядного и вербального характера, аргументировано спорили, определяли и сравнивали понятия. Наблюдалась другая особенность: экспериментаторы внушали испытуемым образы известных людей, и испытуемые демонстрировали лучшие результаты в той деятельности, в которой преуспели прототипы. При внушении образ «Репин» значительно лучше рисовали и сохранили желание рисовать после эксперимента, демонстрировали «выпадение» знаний, которых, по мнению испытуемых не могло быть у прототипа. При внушении образов великих людей – ученых и изобретателей – демонстрировали более гибкое и беглое мышление, изменение его стиля, появление новых стратегий, стремление к новаторству в мыслительных ходах. Феномен регрессии мыслительных процессов отмечался в опытах, где внушался образ ребенка или некомпетентного, малообразованного человека [4].

В измененных состояниях сознания протекание психических процессов имеет ряд особенностей. Ниже приведены некоторые из возможных черт измененных состояний сознания, отмечавшиеся в работах У. Фартинга и К. Мартиндейла [8, 11]. Зарубежные исследователи рассматривали измененные состояния сознания, возникающие как под действием наркотиков и интоксикации, так и во время медитации и мистических переживаний, поэтому черты эти как приятные, так и пугающие.
Изменяется внимание. Гибкость внимания снижена, фокус внимания часто на внутренних процессах, может быть сужение внимания, позволяющее замечать какие‑то аспекты объекта концентрации.
Изменяется ощущение и восприятие. Возникающие образы могут быть особенно яркими и живыми, стимулы могут неверно ощущаться из-за установки или эмоционального состояния. Могут усиливаться перцептивные иллюзии, возникать синестезии.
Изменяется переживание эмоций. Эмоции становятся лабильными, чувствительность может как крайне обострятся, так и снижаться.
Изменяется мышление, способность к самоконтролю, деавтоматизируются моторные навыки. Трудно запоминать и понятийно мыслить, снижается самоконтроль, эмоции могут переставать сдерживаться, утрачивают влияние постоянные установки, меняется смысл вещей и явлений, утрачивается иерархия смыслов. Внешние стимулы имеют большее влияние на поведение человека в измененном состоянии сознания, этим объясняется эффект гипноза. Возможна деавтоматизация хорошо освоенных действий.
Гипноз в психотерапии, Эриксон, Месмер, сознание
Использование измененных состояний сознания в психотерапии

Необычные психические состояния повсеместно сопутствовали магическим практикам и религиозным ритуалам, применявшимся с древности для лечения телесных и душевных заболеваний, в процессе инициаций, празднований, знаменующих значительные перемены в жизни людей. Состояния эти могли возникать спонтанно или целенаправленно, и использовались для облегчения перехода личности и ее психики из одного качественного состояния в другое. Возможно, этот древний опыт и стремление человека к переживанию мистического и таинственного, способствовали сохранению практик работы с измененными состояниями сознания в современных психотерапевтических методах, называемых трансовыми: гипнозе, аутогенной тренировке, нейролингвистическом программировании, техниках визуализации, используемых, в разнообразных направлениях психотерапии (в частности, символдраме, сенсомоторном психосинтезе, гешталь-­терапии, разных видах поведенческой терапии) [14].

Гипноз, возникший как переосмысление терапевтических сеансов Ф.-А. Месмера, наиболее известный широкой публике метод. На заре исследования гипноза, в конце 19 века, ряд научных школ считали эту практику шарлатанством, тем не менее, она применялась для лечения невротических заболеваний и продолжает использоваться до сих пор в связке с другими методами психотерапии (в клинике – с КПТ) для лечения зависимостей, пограничных и легких расстройств психики. Гипноз понимается как нормальный психический феномен, возникающий под воздействием внушения. Классический гипноз – директивный метод, для него характерны короткие фразы, воздействующие непосредственно на подсознание, и выпадение из памяти пациента процесса гипнотического воздействия. Феноменологически в гипнозе вербальные инструкции пациент воспринимает как собственные переживания. Содержанием сознания пациента становятся продукты эмоционально-­образной переработки речевых инструкций психотерапевта, которые переживаются очень ярко. В.В. Кучеренко отмечает еще одну черту гипноза и других трансовых состояний, таких, например, как психоаналитический сеанс – отчуждение субъекта от продуктов собственной психической активности, в гипнозе авторство приписывается гипнотизеру, психоаналитик же удачно защищается от авторства теорией трансфера [7,12]. Бегло обращая внимание на психоанализ, заметим, что прием свободного ассоциирования, используемый в его классическом варианте, также воспринимается рядом исследователей как способ продуцирования измененного состояния сознания, – состояния, расположенного ближе к вторичному процессу, но оторванного от повседневной действительности. Эта техника возникла в постепенном смягчении «авторитарного стиля» З. Фрейда, поначалу работавшего провокативно, подталкивая пациента к «правильным» ответам.
Наиболее близкой к нашим дням легендарной фигурой, практиковавшей гипноз в психотерапии, был М. Эриксон. Сейчас его подход называют недирективным гипнозом и широко используют в клинике, тем не менее, Эриксон не считал прямые вмешательства в жизнь пациента нежелательной практикой, а гипноз воспринимал как специфический тип взаимодействия. Особенностью его работы была трансовая коммуникация, предполагавшая свободно парящее сознание пациента, интенции которого управляются речью психотерапевта. Он стремился к тому, чтобы его пациенты разговаривали и в состоянии легкого транса, когда возможно дать себе отчет о происходящем, так и в глубоком трансе при полном отсутствии контроля сознания. Процессы осознания у участников транса первоначально идут параллельно, терапевтическая работа начинается тогда, когда психотерапевт нарушает синхронность взаимодействия и опережает пациента в репрезентациях его опыта. Эриксон, используя понятный пациенту язык, богатый метафорами, интонацию, ритм речи, расширял внутренний опыт пациента, выявлял возможности, способствующие исцелению и росту и «проскальзывал» ограничения, снижая их значимость. Присоединившись к проблемам пациента, назвав и описав их, терапевт направляет его внимание к тем частям опыта, которые будут полезны в данной ситуации для разрешения проблемы. Трансовая коммуникация помогает пациенту свободнее думать и действовать самому. По мнению Эриксона, состояние транса естественно и необходимо, в нем бессознательное осуществляет внутреннюю реорганизацию психики в целях приспособления к быстро меняющейся реальности [13].

В классической или недирективной форме гипнотерапия – это лечение внушением в состоянии гипноза.
Российский врач-психиатр, психотерапевт А.Г. Данилин, говорит о гипнозе как о психической защите от состояния, которое называется растерянностью. Мы, считая, что воспринимаем мир объективно, тем не менее, опираемся на сформированные в нашей психике представления и схемы. И растерянностью он называет состояния, возникающие, когда схемы рушатся. Растерянный человек требует подсказки, совета, спасения. Эффект гипноза всегда соответствует нашим ожиданиям, не осознанным, а бессознательным архетипическим надеждам. Гипноз может воплотиться как проявление стадности, следование вожаку, а может стать выходом к собственному психологическому ресурсу, внутреннему единству источника сознания [5].

Методика, родственно связанная с гипнозом, – самовнушение. В начале 20 века наиболее широкое распространение получила система французского аптекаря Э. Куэ, в последствии развиваемая Ш. Бодуэном, следуя которой необходимо 3–4 раза в день в состоянии покоя и расслабления, желательно перед сном, мысленно или шепотом повторять формулы самовнушения 20–30 раз. Словесные формулы должны были подействовать на бессознательное и изменить мировоззрение человека. Самовнушение по Куэ должно осуществляться без каких‑либо усилий. Русский врач-терапевт и физиолог Е.Я. Боткин, применивший метод самовнушения для лечения невралгии тройничного нерва, отмечал, что наиболее эффективно проводить сеансы перед засыпанием и пробуждением, формулы самовнушения должны быть индивидуализированы и произноситься в утвердительной форме и настоящем времени. Условия проведения сеансов самовнушения (состояние перед или после засыпания, расслабление и многократное повторение речевых формул) позволяют предположить, что во время них необходимо продуцировалось измененное состояние сознания [15].

Самовнушение, наряду с гипнозом, индийской системой йоги и рациональной психотерапией, стало одним из источников другого метода психотерапии, созданного И.Г. Шульцем в первой половине 20 века – аутогенной тренировки. Начиная свою практику с гипнотерапии, Шульц сделал несколько открытий, которые впоследствии легли в основу сформулированного им метода. Первое, эффект гипнотерапии был существеннее, если пациенты спонтанно повторяли за врачом формулы внушений. И второе, состояние легкой дремоты, напоминающее начальное состояние гипноза можно вызвать путем сознательного расслабления мышц и самовнушения чувства тепла. Ярко представляя ощущения мышечной тяжести и тепла пациенты Шульца самостоятельно погружались в гипнотическое состояние [15].
В основе современной аутогенно тренировки лежат следующие постулаты: 1) мышечное напряжение является существенным коррелятом отрицательных эмоций; 2) переходные состояния сознания связаны с релаксацией или сопровождаются ею; 3) организм поддерживает психофизиологическое равновесие благодаря принципу обратной связи.
Используя механизм обратной связи, воздействуя на интегративные корковые процессы, аутогенная тренировка восстанавливает внутреннее равновесие и при длительной практике переводит регуляцию психических и соматических функций на качественно новый уровень. Русские врачи-­психиатры и авторы монографии, посвященной аутогенной тренировке, В.С. Лобзин и М.М. Решетников подчеркивают, что механизм аутогенной тренировки – скорее убеждение, нежели внушение, так как активно развиваются рефлексивные функции сознания и внутренняя среда становится объектом воздействия. Этот инструмент аутогенная тренировка позаимствовала у рациональной психотерпии Поля Дюбуа, обращающейся к личности больного, его разуму и критике, а не действующей в обход. Таким образом, аутогенная тренировка использует мышечную релаксацию, которая сопровождается измененными состояниями сознания, для снятия эмоционального напряжения и рациональной психокоррекционной работы [15].

Посыл, который дает психотерапевт своему пациенту или клиенту, в речевой формуле, стал основным инструментом еще одной техники, использующей измененные состояния сознания – визуализации. Это техника перевода мысленных, словесных представлений в зрительные или затрагивающие другие модальности восприятия образы, которая используется в очень многих психотерапевтических подходах.
Наиболее структурирована и последовательна визуализация в поведенческой психотерапии. Например, визуализация применяется в методе имплозии для устранения фобий. Метод состоит в мысленном воспроизведении клиентом без предварительной подготовки психотравмирующей ситуации с целью снижения интенсивности переживания. Теоретическое обоснование эффективности имплозии составляет принцип угасании условного рефлекса, сформулированный И.П. Павловым. Еще один метод поведенческой терапии – систематическая десенсибилизация – продуцирует постепенно усиливающиеся психотравмирующие образы, устраняя негативные переживания уже знакомыми нам мышечным расслаблением и самовнушением.
Интересна методика сенсомоторного психосинтеза, разработанная на факультете психологии МГУ В.В. Кучеренко и В.Ф. Петренко. Эта техника не эксплуатирует гипнабельнось индивида, но добивается результатов как при глубоком гипнозе. Техника включает приемы интрамодального, интермодального и сенсомотрного синтеза компонетов конструируемого образа. На этапе интрамодального синтеза вызываются ощущения какой‑либо одной модальности, которые затем интегрируются в единый образ. Интермодальный синтез опирается на механизмы сенсибилизации и синестезии, и дополняет формируемый образ ощущениями других модальностей. Сенсомотрный синтез интегрирует активность сенсорных систем и двигательную активность субъекта в соответствии со структурой и логикой конструируемого образа и моделируемой действительности. Метод может использоваться в психотерапии, психокоррекционной работе, моделировать поведение человека в условиях психологического эксперимента. Авторы приводят интересный пример восстановления с помощью этого метода детальной картины увиденного у свидетеля в расследуемом преступлении. Метафорическим можно описать работу метода в этом примере как активацию, масштабирование и наведение на резкость позабытых сенсорных впечатлений [7].
психолог, арт-терапевт
В разнообразных психодинамических подходах возникающее образы используются как диагностический материал – обсуждаются, интерпретируются и прорабатываются. Продуцирование образов облегчает доступ к неосознаваемым слоям психики, индивидуальному и коллективному бессознательному. Основатель одного из психодинамических методов К.-Г. Юнг наряду с уже упоминавшимся методом свободных ассоциаций для доступа к бессознательному использовал анализ сновидений и метод активного воображения [14]. Для облегчения продуцирования образов техника работы часто предполагает обеспечение комфорта телу клиента, сглаживания эмоционального состояния, снижение потока входящей информации (тишина, закрытые глаза).
Рассмотренные в начале методы – гипноз, аутогенная тренировка, самовнушение, – обращаются к памяти пациента, пытаясь поместить в нее некоторое знание, установку, эмоцию или же актуализировать, усилить или ослабить уже существующую. Визуализация и еще не упоминавшиеся в этом тексте техники арт-терапии обращаются к воображению клиента.

Нейрофизиологически обращение к воображению часто активирует участки мозга, отвечающие и за долговременную память, но превалирует в воображении работа сенсорных систем мозга. Результаты современных нейрофизиологических исследований свидетельствуют о том, что наш опыт скорее храниться в образных, сенсорных «слепках реальности», структуризация и концептуализация опыта на уровне языка дополняет полученный перцептивный опыт [16]. Арт-терапевтические методы и разнообразные проективные техники, основу которых составляет работа с образами, не используют непосредственно измененные состояния сознания, но обращаясь к внутренним слоям психического, несколько сдвигающим работу сознания в сторону первичного процесса на шкале Мартиндейла. Техники эти используются и для диагностики, и для выявления ресурсов психики, и для поиска вариантов разрешения проблем.
Переход от ясного и четкого сознания к измененному сопровождается мышечной релаксацией. Этот прием часто используется в различных психотерапевтических подходах. Измененные состояния сознания способствует растормаживанию функциональных систем мозга, что может продуцировать как творческую актуализацию подсознательных содержаний психического, так и патологические проявления. Измененные состояния сознания, трансовые состояния, облегчают доступ к бессознательному, активизируя «кротовые норы» нашего мозга. Наше «Я», реальное или внушенное, работает как фильтр, отсекая неподходящие ходы и смыслы, или как воронка-­расширитель, доставая из глубин памяти забытые содержания, комбинируя, рождая новые идеи.

Заключение

«Мало кто мыслит больше, чем два или раза в год; я стал всемирно известен благодаря тому, что мыслю раз или два раза в неделю». Афористическое высказывание Б. Шоу дает пищу для размышлений относительно наших способностей и творческого отношения к стоящим перед нами задачам. Характерные для нас паттерны поведения, установки, переходят в неосознаваемую часть психики и проигрываются автоматически. Потребность в их осознании и пересмотре возникает в случае, когда наша деятельность не приносит привычных или желанных результатов, то есть, появляется необходимость в формировании новых функциональных систем в терминах теории нейронных гиперсетей. Ассоциативность, метафоричность, способность к творчеству художественному и научному, рассматриваются в этой теории как преимущество нашего мозга – разума – сознания. Кажется, что весь наш опыт уже надежно сохранен этой системой, а развить его и наиболее полно использовать поможет разнообразная, осмысленная и целенаправленная деятельность.
В этой связи работа с разными состояниями сознания, позволяющая обратиться к опыту, не зафиксированному на сознательном уровне, активирует описанные выше «кротовые норы». Обращение к наглядно-­чувственным образам, перемещение по континууму сознания в сторону первичного процесса, выступает и как инструмент психотерапии, и как практика личностного развития. Образ – это и внешний вид (визуальная, аудиальная и другие репрезентации), и мнение, и представление (комплекс эмоциональных оценок и логических доводов), и образец, метод и способ (моторная репрезентация, энграммы), и уклад (сложившиеся паттерны поведения, условные рефлексы). Образ расплывчат и символичен, он способен включать различные пласты нашего психического опыта и реинтегрировать их. Работа с образом может включать все указанные выше аспекты и модальности.

Литература

1. Анохин К.В. Когнитом – невероятная простота мозга [электронный ресурс]: лекция // Научная Россия / Scientific Russia – международный интерактивный телекоммуникационный Интернет-­портал. Дата публикации 07.06.2023. URL: https://scientificrussia.ru/articles/kognitom-­neveroatnaa-prostota-­mozga-lekcia-­akademika-konstantina-­anohina (дата обращения 21.09.2023.)
2. Анохин К.В. Когнитом – глубокая жизнь мозга [электронный ресурс]: лекция // Научная Россия / Scientific Russia – международный интерактивный телекоммуникационный Интернет-­портал. Дата публикации 14.06.2023. URL: https://scientificrussia.ru/articles/kognitom-­glubokaa-zizn-mozga-­lekcia-akademika-­konstantina-anohina (дата обращения 21.09.2023.)
3. Анохин К.В. Когнитом – кротовые норы в мозге [электронный ресурс]: лекция // Научная Россия / Scientific Russia – международный интерактивный телекоммуникационный Интернет-­портал. Дата публикации 05.07.2023. URL: https://scientificrussia.ru/articles/kognitom-­krotovye-nory-v-mozge-­lekcia-akademika-­konstantina-anohina (дата обращения 21.09.2023)
4. Гордеева О.В. Трансформация мыслительной деятельности как критерий измененного состояния сознания // Измененные состояния сознания / авт.-сост. О.В. Гордеева: хрестоматия. М.: Когито-­Центр, 2012. С 175–179.
5. Данилин А.Г. Гипноз и растерянность в психологии и жизни [электронный ресурс]: лекция // Серебряные нити [авторский просветительский проект А.Г. Данилина]. Дата публикации 04.09.2019. URL: https://www.youtube.com/watch?v=nlIuRgRNOGs  (дата обращения 21.09.2023)
6. Дубровский Д.И. Проблема сознания и мозг [электронный ресурс]: лекция // Институт перспективных исследований мозга МГУ / Семинар Центра нейронаук и когнитивных наук МГУ Maindseminar, Осенний цикл 2017 г. Дата публикации 19.07.2018. URL: https://www.youtube.com/watch?v=r2WaZ2F4FKw (дата обращения 21.09.2023.)
7. Кучеренко В.В. Сенсомотрный психосинтерз // Измененные состояния сознания / авт.-сост. О.В. Гордеева: хрестоматия. М.: Когито-­Центр, 2012. С 191–195.
8. Мартиндейл К. Состояния сознания // Измененные состояния сознания / авт.-сост. О.В. Гордеева: хрестоматия. М.: Когито-­Центр, 2012. С 67–90.
9. Психология. Словарь / под общей ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевскгого. Сост. Л.А. Карпенко. – М.: Политиздат, 1990. С. 368–370.
10. Психофизиология: учебник для вузов / под ред. Ю.И. Александрова. СПб.: Питер, 2014. С 191–205.
11. Фартинг У. Измененные состояния сознания // Измененные состояния сознания / авт.-сост. О.В. Гордеева: хрестоматия. М.: Когито-­Центр, 2012. С 162–173.
12. Ясперс К. Общая психопатология. – М.: Практика, 1997. С 461–464.
13. Калина Н.Ф. Трансовые коммуникации по М. Эриксону // Основы психотерапии. Семиотика в психотерапии /.Н.Ф. Калина. – М.: Рефл-бук, 1997.
14. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. – СПб.: Питер, 2000.
15. Лобзин В.С., Решетников М.М. Аутогенная тренировка. – Ленинград: Медицина, 1986.
16. Яковлев Л. Нейрофизиология воображения [электронный ресурс]: лекция // Youtube-­страница Президентского центра Б. Ельцина. Дата публикации 04.2023. URL: https://www.youtube.com/watch?v=75JKPVmWvc4 (дата обращения 21.09.2023)
Републикация части материала, не превышающей по объему 25% исходной статьи, допускается с обязательным указанием автора и гиперссылки на адрес полнотекстового материала на сайте art-in-psychology.com