АКТИВИЗАЦИЯ
ТВОРЧЕСТВА

стимуляцией спонтанного
действия
25.08.2023
25.08.2023

Спонтанное, автоматическое рисование и случайное коллажирование без предварительных инструкций способствуют стимуляции творчества и могут стать первым этапом выработки индивидуального стиля. Личный символ в этом стиле можно выявить на основании повторяющихся мотивов или объектов.

Каракули и автоматическое письмо

Очень часто попытки выполнить проективный рисуночный тест или начать арт-терапию у взрослых сталкиваются с принципиальным отказом респондентов или пациентов от любого проявления творчества. Обычно это нежелание объясняется тем, что «я никогда хорошо не рисовал или не рисовала, у меня все плохо получается, а плохо рисовать мне не хочется». Однако удается уговорить просто водить ручкой или карандашом по бумаге, не задумываясь над тем, что получится, как будто рука движется автоматически. В детстве это творчество называлось каляки-­маляки. После нескольких рисунков в день можно посоветовать также рисовать второй рукой. Особенно это важно при скрытом левшестве и у переученных левшей, поскольку правое полушарие связывают с эмоционально образным восприятием окружающего мира, а также музыкальным творчеством.

Эти рисунки арт-терапевт может дополнить по своему вкусу и усмотрению с согласия рисовальщика так, чтобы тот увидел, что за каракулями скрывается некий смысл, но рисовальщик может сам после этой правки продолжить и дорисовать рисунок красками или произвольно. Возникает нечто вроде совместного творчества в стиле буриме. «Дорисовывание» детских каракулей и рисунков превратилось в особый вид творчества. Так R. Oosterman [1] дорисовывает каракули детей от полутора лет, а проект A. Zenz под названием «Monsters Go» предполагает дорисовывание детских рисунков профессиональными художниками. В рамках этого проекта A. Zenz просит родителей детей со всего мира присылать детские, часто небрежные рисунки несуществующих монстров, включая головоногов, которые профессиональные художники превращают в симпатичных монстриков [2]. Это дополнение стимулирует дальнейшее творчество ребенка и используется даже в мультипликации, Meta AI разработали нейросетевой инструмент для анимации детских рисунков. Единственное требование к исходному материалу – чтобы на изображении было человекоподобное существо с руками и ногами. Но преобразование вполне успешно для головоногов [3].
Однако, выясняется, что и сами каракули без всякой правки, и коррекции уже стимулируют творчество. Причиной является то, что онтогенез творческого процесса в рисовании начинается в возрасте полутора двух лет именно с каракулей и не только на бумаге, но и на страницах любых случайных книг, которые ребенку попадают под руку. Фактически мы возвращаем наших художников к истокам творчества, которое затем развивается по врожденному пути от каракулей к периоду рисования головоногов в возрасте 4–5 лет и далее, к фигуративному искусству.
Следующим этапом процесса может быть выявление в творчестве личного символа. Его знание важно для выявления особенностей аутоидентификации в подростковом возрасте, а также при расстройствах личности и особенно при пограничном психическом расстройстве, которое отличается неустойчивой структурой Я, тенденцией к эмоциональным колебаниям, формированием зависимости от лидеров и психотропных веществ. Нарушение аутоидентификации заметно также при подростковом аутизме и депрессии.

Наш пациент Л. 16 лет отказался от посещения школы после конфликта с учителем, который якобы стал относиться к нему предвзято и несправедливо. Л. погрузился в компьютерные игры и выходил из комнаты только в туалет и для принятия пищи, на вопросы отвечал односложно, жаловался на сниженное настроение и постоянное ощущение неопределенной тревоги. На фоне лекарственного лечения, его попросили онлайн выполнить проективный рисунок по стандартной процедуре, когда рисуется ассоциативный рисунок на перечень слов, например – праздник, болезнь, счастье и так далее. Он категорически отказался, и мы перешли к автоматическому письму, один из примеров представлен на Рисунке 1. Через 2 дня Л. на просьбу нарисовать автопортрет вычертил болванку головы без признаков лица (Б), но еще через 5 дней свой автопортрет он воплотил в фигуру с крыльями (В). Это позволило предположить, что автоматическое рисование стало катализатором творческого процесса и позволило в дальнейшем выполнить проективные тесты, а сам Л. заинтересовался рисованием.
Рис. 1. Автоматический рисунок
Последующая практика подтвердила, что беспредметный хаос автоматизма всегда постепенно превращался в предметный рисунок, что свидетельствует о верности предположения A. O. Spare (см. ниже) что автоматизм способствует высвобождению творческой энергии подсознательного.

Семиотика каракулей не случайна. Само слово заимствовано из тюркских языков и означает «плохая (неловкая) рука», кара – черный, плохой, кул – рука. Однако озеро у Бухары называют черным озером Кара-кул. Именно там была выведена порода баранов называемая каракульской, «каракулем» стали называть мех каракульской овцы с густым, упругим, шелковистым волосяным покровом, образующим завитки различной формы и размеров. Таким образом графика каракулей вероятно должна быть с завитками. Именно так она выглядит у основоположника автоматического письма А. O. Spare хотя он сам под влиянием увлечения эзотерикой, магией и оккультизмом считал, что с помощью автоматического письма можно транслировать связь Эго с «материнской функцией вселенского хаоса». Эту связь он воплощал затем в живописи и тексте «Книги Удовольствия (Любви Себя). Психология Экстаза» [4]. Творчество у А. O. Spare становится своеобразной медитацией и магией воплощения упорядоченности из хаоса, который выполняет энергетическую функцию. Он считает, что единственным законом искусства является его спонтанность. То, что считается обыденным сознанием каракулями, на самом деле является, по его мнению, особой формой магии и инструментом связи с высшими силами. Практика автоматизма первоначально связана с упражнениями рисовании продолжительно и быстро подобных завитков (Рис. 2).

Затем следует разнообразить направления и формы до рисования с наименьшим принуждением так как будто рука сама знает, как ей рисовать. И далее можно достичь такого совершенства, что ее автоматизм станет еще более сложным и в рисунке появляются трансцендентные формы и объекты, вырастающие из хаоса. Приводим два примера рисунков A. O. Spare (Рис. 3).​
Итак, автоматический рисунок является простым методом стимуляции творчества. Однако это не единственный метод.

Игра в нарезку

Аналогом автоматического письма является техника нарезки Cut-up technique – случайная литературная техника, в которой написанный текст разрезается и переупорядочивается для создания нового текста. Если с помощью каракулей мы стараемся стимулировать художественное творчество, то нарезки – возможность активизации литературного процесса.
Эту технику можно обнаружить у дадаистов в 20 х годов ХХ века, тот же метод стал известен в искусстве благодаря коллажам. В литературе метод нарезок стал популярен благодаря романам W. Burroughs [7] – ведущего представителя так называемой бит-культуры. Он пишет «Нарезки могут быть применены к другим областям помимо письма. Доктор Neuman в своей книге Theory of Games and Economic Behavior [8] вводит метод случайных действий в игру и военную стратегию: предположим, что случилось самое худшее, и нужно соответственно действовать. Если ваша стратегия в какой‑то момент определяется случайным фактором, ваш противник не получит преимущества, поскольку он не может предсказать ход. Метод нарезки можно было бы с пользой использовать при обработке научных данных. Сколько открытий было сделано случайно? … Нарезки могут добавить фильмам новое измерение».

Разрезание и тесно связанное с ним складывание – это две основные техники «нарезки». Законченный и линейный, логически связанный текст, режется на части между словами и даже по словам, а затем перестраивается в новый текст. Метод был изобретен основоположником дадаизма Т.Tzara [9] и описан следующим образом:
– Надо взять газету.
– Надо взять ножницы.
– Потом выбрать из этой газеты статью такой длины, из которой вы хотите сделать ваше стихотворение.
– Вырезать статью.
– Далее аккуратно вырежьте каждое из слов, составляющих эту статью и положить их в сумку.
– Осторожно встряхните.
– Затем выньте каждое слово одно за другим.
– Копируйте добросовестно в том порядке, в котором оставили сумку.
Поэма будет похожа на вас.
И есть ты – бесконечно оригинальный автор очаровательной чувственности, хотя непонятый пошлым стадом.
В настоящее время генерация и нарезка текста может быть осуществлена Cut-up machine [10].
J. Arp, Случайный коллаж
Рис. 4. J.Arp, «Случайный коллаж», 1916.
Источник: Мария Виктория Комас, Flick
Рис. 4. J.Arp, «Случайный коллаж», 1916.
Источник: Мария Виктория Комас, Flick
Методом нарезки изготавливается и коллаж. Многие работы кубистического периода вызывают ассоциации именно с вырезками и нарезками. Техника нарезки, по сути, является одним из методов создания экспериментального абсурда, который стимулирует воображение и творчество. Она также применяется в современной музыке, поэзии и кино. Ее активно использовали P. McCartney и D.Bowie. Этот же принцип применен А. Федорченко в его фильмах «Последняя «Милая Болгария»« (2020) и «Большие змеи Улли-Кале» (2022).
Известно, что выделяют три ветви развития коллажа: цюрихский «случайный» коллаж (J.Arp), берлинский манифестационный коллаж (G.Groß) и кёльнско-ганноверский поэтический коллаж (T.Tzara). Спонтанный коллаж относится к первому направлению. Наилучшее о нем представление дает ранняя работа J.Arp (Рис. 4). В настоящее время спонтанные коллажи включают чаще всего фрагменты журнальных изображений [11].

Так называемые диск-жокеи (ди-джеи) не являются музыкантами или композиторами, а лишь используют нарезки музыкальных программ, записанных на пластинках (дисках, кассетах) по радио или на дискотеках. Современные мелодии могут включать нарезки рэпа, хип-хоп и фрагменты классики, ремэйки. Автоматическое манипулирование с музыкальным инструментом (фортепиано, гитара, ударные и так далее) или музыкальной компьютерной программой, даже у тех, кто не имеет музыкального слуха приводит к созданию индивидуального стиля или даже псевдомелодии состоящей часто только из четырех аккордов.
Рис. 5. Личные символы мальчика К. (7 лет) и трех его сестер,
 соответственно В. (10 лет), З. (4 года) и М. (15 лет)
Индивидуальный стиль и личный символ

Рассматривая в динамике спонтанные детские рисунки, мы неминуемо замечаем повторение одного и того же мотива, часто одного и того же символа. Это явление наблюдается уже на фоне «головоногов» и иногда до конца творческого периода. Переход от автоматического письма к созданию личного символа соответствует онтогенезу творчества от спонтанности к формированию идентичности, отличию себя от окружающих. Существенным отличием повторяющегося рисунка от мандалы является то, что он свободен от инструкции и спонтанен.

На протяжении 3 месяцев раз в неделю в течении 10 сеансов мы собирались с четырьмя детьми из одной семьи (брат К. (7 лет) и три сестры (З. – 4 года, В. – 10 лет и М. – 15 лет) и рисовали. Первый рисунок дети делали спонтанно по своему желанию, последующие были связаны с конкретными темами, объектами и освоением техники. Но нас интересовали только спонтанные рисунки. Выяснилось, что в 6–8 случаях из десяти дети повторяли свой личный мотив. У К. это были собаки, у З. – облака, у В. – деревья с листьями и без них, у М. – птицы. (Рис. 5). Эта символика указывает на особенности формирующейся идентификации и типичные индивидуальные психофизиологические особенности [12, 13].

У многих художников на протяжении всей творческой жизни можно встретить повторяющиеся символы, например, минотавр у P.Picasso, лента Мебиуса у М. Escher, полеты людей и животных у М. Шагала. Не анализируя причины формирования личного символа укажем, что он является бессознательным стержнем творчества и воплощается в личной геральдике. Личная, кастовая, социальная геральдики вероятно возникли в Европе в XII веке, появление первых гербов ознаменовало такие социальные перемены, как рост внимания к личности, статусу, ответственности отдельного человека. Герб как личный символ отражает чувство собственного гражданского достоинства, меру самостоятельности, и знаменует его собственное место в обществе, группе и семье [14. На протяжении столетий личная и групповая геральдика ритуализируется до тайного смысла каждого символа, относящегося к цвету, объектам, животным и так далее. Однако можно предположить, что первые геральдические знаки возникли из бессознательного изображения личных символов.

Таким образом, спонтанное рисование, коллажирование без предварительных направленных инструкций способствуют стимуляции творчества и могут стать первым этапом выработки индивидуального стиля. Личный символ в этом стиле можно выявить на основании повторяющихся мотивов или объектов, а затем расшифровать на основе известных энциклопедических данных.

Литература

  1. https://www.ruthoosterman.com/collaborations-with-my-toddler
  2. https://twizz.ru/xudozhniki-pererisovyvayut-raboty-detej-so-vsego‑754331/
  3. https://sketch.metademolab.com/
  4. Spare A. The Book of Pleasure (Self-Love): Psychology of Ecstasy is a book written during 1909–1913 and self-published in 1913.
  5. Spare, A. O. (1972) A Book of Automatic Drawings. London: Catalpa Press,
  6. Spare A. Спеар О.(1974) «Автоматическое письмо» http://www.chaosss.info/autoletter/ Spare’s death include Poems and Masks, A Book of Automatic Drawings.
  7. Burroughs W. (1963) The Cut Up Method. In Leroi Jones, ed., The Moderns: An Anthology of New Writing in America. NY: Corinth Books
  8. Neumann J., Morgenstern, O.(1944). Theory of Games and Economic Behavior, Princeton University Press
  9. Tzara Т. (1984) Dada-Manifeste. Aus dem Französischen übers, von P. Gallissaires. Hamburg
  10. https://www.languageisavirus.com/cutupmachine.php.
  11. Gegisian A. (2020) Handdook of the spontanetous Other. Mack Books.
  12. symbolarium.ru/index.php/Краткая_энциклопедия_символов
  13. http://www.reenactor.ru/ARH/PDF/symbolaetemblema.pdf
  14. Медведев М. Ю. (1999) Личная геральдика: традиции, международный контекст, перспективы. Геральдика.ру https://sovet.geraldika.ru/article/1894
Републикация части материала, не превышающей по объему 25% исходной статьи, допускается с обязательным указанием автора и гиперссылкой на адрес полнотекстового материала на сайте art-in-psychology.com