Теоретические предпосылки применения визуального стимульного ряда
Определение методологического основания арт-терапевтической теории и практики является наиболее сложной задачей, связанной с неоднозначным пониманием природы художественного образа и самого понятия «сознание», содержание которого предопределяет характер восприятия и способов интерпретации художественного материала [2].
Следует отметить, что художественный образ представляет собой завершенную композицию взаимосвязанных элементов, содержание и форма воплощения которой имеет культурно-исторический и личностный след. Композиция, как структурное образование, говорит об отношениях содержания и формы произведения, созданного воображением творящего субъекта. Каждый элемент композиции обладает своим значением, которым творящий наделяет художественный образ. В связи со сказанным, научный анализ художественной композиции эффективно производить с точки зрения теории структурной антропологии [2].
Среда как многофакторная, многополярная, стимульная структура обусловливает формирование паттерна безусловно-рефлекторных и условно-рефлекторных механизмов восприятия и поведения. Ряд ситуативных и экологических признаков среды актуализирует память о значимых для личности событиях, связанных с непосредственным опытом переживания глубоких чувств, окрашивающих образы прошлого, вследствие чего стратегию арт-терапевтических действий определяет аналитическое исследование содержания и структуры визуальных образов и связанных с ними ассоциаций, наполненных смысловым и эмоциональным значением [1].
Структурная выразительность образа также может рассматриваться как форма конкретизации закономерной упорядоченности, наделенной определенным смыслом. Именно понимание смысла художественного образа, вложенного в художественную форму, и предопределяет стратегии работы арт-специалиста.
Интерпретация характера восприятия субъектом проблемной ситуации может быть осуществлена в процессе исследования результатов его композиционного построения. Художественный образ может рассматриваться как проекция актуальных смыслов, отношений и значимых аспектов жизни.
Влияние арт-стимула на человека, прежде всего, носит симультанный, неспецифический характер. Однако в процессе арт-работы в актуальное поле восприятия и творческого выражения могут включаться и специфические индивидуальные проявления субъекта. Арт-стимулы запускают механизмы психики, отвечающие за принятие и переработку сенсорной, образной и ментальной информации, обладающей для субъекта качественно новыми характеристиками. Благодаря их воздействию создаются информационно-энергетические условия и предпосылки, определяющие проявление в сознании новых связей и отношений между опытом прошлого, состоянием настоящего и образом ожидаемого будущего [1].
Характеристика методов десенсибилизации и имплозии
Систематическая десенсибилизация, предложенная Джозефом Вольпе (Дж. Вольпе, 1952), является исторически одним из первых методов, положившим начало широкому распространению поведенческой психотерапии. Разрабатывая свой метод, автор исходил из следующих положений.
Неадаптивное поведение человека, в том числе невротическое, включающее интерперсональное поведение, в значительной своей части определяется тревогой и корректируется снижением ее уровня. Действия, совершаемые в воображении, можно приравнять к действиям, совершаемым человеком в реальности. Воображение в состоянии релаксации не является исключением из этого положения. Страх, тревога могут быть подавлены, если объединить во времени стимулы, вызывающие страх, и стимулы, антагонистичные страху. Произойдет противообусловливание – не вызывающий страх стимул погасит прежний рефлекс. В экспериментах на животных таким противообусловливающим стимулом является кормление. У человека одним из действенных стимулов, противоположных страху, является релаксация. Поэтому, если обучить пациента глубокой релаксации и в этом состоянии побудить его вызвать в воображении стимулы, обусловливающие все большую степень тревоги, произойдет десенсибилизация пациента и к реальным стимулам или ситуациям, вызывающим страх [3].
Методика имплозии была предложена в 1961 г. Томасом Стэмпфлом. При ее проведении пациенту предлагается вообразить вызывающую страх ситуацию в течение максимально длительного периода. Цель имплозивной терапии – вызвать переживание интенсивного страха в воображении, которое приведет к уменьшению последнего в реальной ситуации. Уменьшение чувства страха происходит в результате длительного столкновения с ситуацией, ранее сопровождавшейся переживанием страха, поскольку теперь она не приводит к последствиям, вызывающим подобное чувство. При этом психотерапевт актуализирует в воображении пациента образ, который у него непроизвольно вызывает чувство страха [4].
Принципы систематической десенсибилизации и имплозии позволяют применять визуальный стимульный ряд в арт-терапевтической работе по коррекции негативных состояний.
Практическое применение методики с использованием визуального стимульного ряда (метод десенсибилизации)
Методика с использованием визуального стимульного ряда была применена автором в арт-терапевтической практике. В качестве объектов визуализации были использованы работы Винсента Ван Гога, нидерландского художника-постимпрессиониста XX века.