«Работа с напряжением»
На индивидуальных занятиях участницам было предложено сначала без стеснения и ограничения выразить голосом эмоции и чувства, представляя, что в данный момент времени снят запрет на проявление всего невысказанного и подавленного эмоционального напряжения. Участники отмечали, что в этом процессе звучания исчезало ощущение кома в горле, скованности в области гортани, дышать становилось легче, в груди пропадало ощущение тяжести и сдавленности, хотелось распрямиться и развернуть плечи, уходило ощущение напряжения в челюсти. Чувствовалась легкость и иногда небольшая усталость, но усталость приятная, с ощущением удовлетворения от выполненной работы, дающей чувство освобождения.
Если человек осознанно подходит к тому, как он хочет проявиться голосом, то может в корне изменить отношения с собой и миром. Важную роль в формировании этих представлений играет эмоциональная сфера. В. П. Морозов в своей книге писал: «Эмоции – это волшебный ключ, которым легко и свободно открываются потайные клады голосовых чудес, подсознательные механизмы управления… Если в конструкции музыкальных инструментов проявляется вековой опыт человека, то в строении голосовых аппаратов животных, равно как и нашего голосового органа, – опыт природы и мудрость Создателя» [5].
Там же он упоминал слова Кристин Линклэйтр из ее книги «Освобождение голоса»: «Природный голос, всегда ясный, направленно и спонтанно обнаруживает личность человека. И поэтому освободить голос означает освободить личность. В каждом человеке разум и тело неделимы. … Естественный голос заметно блокируется и искажается физическим напряжением. Он также страдает от эмоциональных зажимов, интеллектуальных и душевных. Все эти помехи – психофизического свойства. Когда они устранятся, голос будет в состоянии передавать весь диапазон человеческих эмоций и все богатство мысли… Дыхание и звук всегда должны быть связаны с мыслью и чувством» [5].
Испытывая страх проявления голосом, человек лишает себя одного из самых эффективных способов не только проявляться во внешний мир, но и регулировать свое психофизическое состояние. В. Райх, А. Лоуэн, М. И. Лисина, Л. Джонсон, Б. С. Братусь, Д. Боаделла, Л. Марчер и многие ученые и специалисты в области психологии исследовали связь тела, разума и психики, что послужило основой для развития различных направлений телесно-ориентированной и арт-терапии.