При профессиональном создании скульптурного портрета художник посредством творческой концентрации стремится глубоко проникнуть в индивидуальность натурщика, чтобы уловить код его уникальной сущности и изобразить ее через его душевность (рис.10).
Такие скульптурные техники, как фигура, портрет и автопортрет, являются сложными техниками, требующими от арт-терапевта высокого уровня профессионализма и твердых знаний о возникновении возможных непредвиденных трудностей, связанных со сложностью движений во внутреннем мире личности, спровоцированных арт-терапевтическим процессом.
Техники моделирования портрета и автопортрета имеют очень широкий спектр применения в арт-терапии. Они подходят для взрослых, переживающих критические моменты в жизни и нуждающихся в укреплении своей пошатнувшейся идентичности, а также для детей, лишенных родительской заботы и внимания, поскольку отсутствие модели для частичной идентификации создает препятствия на пути их самоопределения.
Особенно важной частью сеанса арт-терапии является интерпретация символических образов, которые опосредуют их подавленный или бессознательно вытесненный травматический опыт. Вербализация этих психических содержаний высвобождает запертую в них энергию, что ощущается участником сессии как освобождение. Этот процесс осуществляется посредством обмена опытом творческого акта и беседы с целью расширения самопонимания участника и, с другой стороны, обеспечения руководства для будущей работы.
«Познай самого себя!»
По словам Цветана Тодорова, самопознание обязательно проходит через язык, поскольку только он дает нам возможность использовать рефлексивные местоимения. В этой связи можно привести слова Жака Лакана, определяющего бессознательное в духе философии Рене Декарта. В отличие от представителя классического рационализма, французский психоаналитик рассматривает бессознательное как «субъект» («sujet»), являющийся носителем знания, который, однако, не знает, что он знает. Это подавленный или вытесненный дискурс, «другой язык» или, точнее, «язык другого». Задача арт-терапевтической сессии – прочитать этот «язык другого» путем вербализации метафор, воплощенных в глиняных работах, и осмысления опыта в процессе лепки. Последнее, в свою очередь, может привести к переосмыслению, которое порождает трансформацию их форм и позиций. Это открывает возможность внутреннего изменения самого опыта, ограничения его негативного влияния и превращения его в потенциал для развития личности.
Глинотерапия является эффективным методом не только в восстановлении психического здоровья, но и в раскрытии заложенного в человеке творческого потенциала – по мере его раскрытия открывается творческое отношение к жизни в целом, основа здоровья и радости. По словам Йозефа Бойса, каждый человек – художник, нужно только отпустить его. Его раскрытие становится возможным благодаря живым языковым отношениям с другим. В этом процессе творческого переоткрытия через общение с другим мы расширяем себя как самосознание, присутствие и смысл в мире.
Литература
1. Калужский, Михаил. Бойс убежден, что любой человек – художник, его только нужно освободить, Большой Город, 12.09.2012. http://bg.ru/society/boys_ubezhden_chto_lyuboy_chelovek_hudozhnik_ego‑11852/. (5.08.2020).
2. Лаэртский, Диоген. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.
Москва, Мысль, 1986. – 571 с.
3. Вание, Ален. Лакан. София, ЛИК, 2000. – 96 с.
4. Спасова, Правда. Кратък пътеводител през европейската философия за художници. С., НХА, 2007. – 212 с.
5. Тодоров, Цветан. Семиотика. Реторика. Стилистика. (Сборник подбрани статии от „Енциклопедичен речник на науките за езика” на Дюкро-Тодоров) София, СЕМА – РШ, 2000. – 136 с.
6. Encyclopaedia Britannica. Helen Keller. American author and educator, 6.12.2019. https://www.britannica.com/biography/Helen-Keller. (12.08.2020).
7. Henley, David. Clayworks in Art Therapy. Plying the Sacred Circle. L., 2002, – p. 224.