СИМВОЛИКА ПСИ-ФЕНОМЕНОВ И ИСКУССТВО

СИМВОЛИКА
ПСИ-ФЕНОМЕНОВ И ИСКУССТВО
27.12.2020

Утверждается аналогия пси-феноменов при психозах и творческого воображения в искусстве.

«Крикуны и молчуны», С. Сергеев, 2017
«Крикуны и молчуны», С. Сергеев, 2017
«Крикуны и молчуны»,
С. Сергеев, 2017
Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,
Преодолеть пространство и простор,
Нам разум дал стальные руки-крылья,
А вместо сердца – пламенный мотор.
Из Марша авиаторов
Ю.А. Хайт, П.Д. Герман
Первые строки Марша авиаторов могут быть как эпиграфом, так и выводом статьи. Рано или поздно все воображение человека объективизируется в техно­логии, однако оно всегда присутствовало в психопато­логии и искусстве. В 1920 году, когда был создан марш, трудно было представить руки крыльями и мотор вместо сердца, это были поэтические метафоры или бредовые идеи. Диада психо­патология – искусство нераз­делима и невозможно сказать, что пер­вично, можно лишь полагать, что наряду с искусством, аномальный психический мир содержит идеи и технологии будущего. То есть психоз и поэтика вчера уже стали наукой сегодня, а психоз, в том числе бред и поэтика сегодня станут наукой завтра [2]. Некоторые это чувствуют, но молчат, другие об этом говорят, но ничего подобного не пережили, как на картине С. Сергеева «Крикуны и молчуны» (2017) на титуле статьи.

К группе пси-феноменов относятся признаки, называемые экстрасенсорной перцепцией (восприятием), то есть такого восприятия мира, которое не связано с конкретными анализаторами и органами чувств. Экстрасенсорное восприятие – область исследований парапсихологии, которая не признается академической наукой и игнорируется как лженаука. Тем не менее пси-феномены обнаружи­ваются в творческом процессе, любом вообра­жении, при изоляции и в сновиде­ниях, они рассматриваются в психопатологии рас­стройств сознания и восприятия, а также в разделе психосенсорные расстройства. Эти феномены являются психо­логическими источниками религиозных течений оккуль­тизма, мистики и пара­меди­цины. Многие направления искусства, в частности литературы, музыки, живописи и даже архитектуры (см. F. Cheval, A. Gaudi) невозможно понять без обращения к пси-феноменам [10].

Как психиатрия, так и психология описы­вают картину Мира основываясь на фило­софском предположении о том, что человек ее воспринимает и воспроизводит исходя из реальности. Воспроизведение этой картины выражается в эмоциях, структуре мышления, фиксируется в памяти, прояв­ляется объективно в пове­дении. Однако сам Мир, как таковой состоит не только из реальных объектов, но и представ­ляе­мой, воображаемой реальности. Вторжение этих миров друг в друга в виртуальной (параллельной) реальности создает невозможность отличия субъективного от объективного, поскольку физический мир становится в ней миром как сознания, так и субъективных идей.

На самом деле, человечество давно живет в практически реализованных и объек­ти­визированных иллюзиях и галлюцинациях, бреде, неврозах и пси-феноменах. Отчуж­дение воспринимаемого мира, расщеп­ления восприятия и изменения его интен­сивности теперь уже стали нормой. Мы слышим и видим в виртуальной реаль­ности несуществующие сенсорные образы, которые возникают без наличия реального объекта, но это сопровождается уверен­ностью в том, что объект сущест­вует, это описание соответствует классическим представлениям о галлюцинациях.

Целый ряд феноменов, определяемых как экстрасенсорные, психоэнергетические, парапсихологические, описывались на про­тяжении всей истории челове­чествах. Всегда подчеркивалась их высокая индук­тив­ность, мистическая, эзотерическая окраска [6, 10]. Их следует отделять от подобных феноменов, связанных с под­поро­говой чувствительностью к стимулам у некоторых сензитивов [5]. Возможно, в основе некоторых пси-феноменов лежит пока плохо изученная магнитная и гра­ви­та­ционная рецепция. В.Г. Богораз (Тан), исследователь этнографии наро­дов Севера, предлагает для исследования паранормаль­ных явлений, к которым он отно­сит рели­гиозные переживания, экстаз, сновидения, «общественный психоз и неко­торые проявления сумасшествия», в том числе истерии, раздвоения личности и ал­коголь­ные «видения», множественное сознание, исследовать на основе прин­ципа отно­ситель­ности согласно «которому каждая система явле­ний S, каждая область явле­ний имеет свое собственное пространство и свое собственное время» [1, с. 4]. Просто раньше и теперь мы лишь теоретически их можем обосно­вать на основе теории относительности, предполагающей относительность восприятия и бытия.

Поклонники объективности экстрасен­сорных феноменов апеллируют к сверх­слабым взаимодействиям, обозначая их физической основой гипотетическую «тонкую энергию», пока недоступную измерению. Предполагается, что пси-фено­мены присущи не всем, но только худож­никам, так называемым сензитивам и психически больным. К пси-феноменам относят следующие системы.

Прекогниция (проскопия) – чувственное восприятие, предсказание или неосоз­нан­ное предчувствие будущих событий вне органов чувств и без использования имею­щейся информации или при полном ее отсутствии. Эта гипотетическая паранор­мальная способность предсказаний буду­щего иногда именуется проско­пическим ясновидением и предполагает возможность чтения будущих мыслей субъекта (пре­когни­тивная телепатия). Проскопическое восприятие встречается при многих расстройствах сознания, например, при апокалиптических и косми­ческих оней­роидах, делириях, остром чувственном бреде, но оно спонтанно про­является у психически здоровых лиц в литературном и художественном процессе. Психотическое воображение очевидно предшествует самой смелой футурологии в творчестве писателей и философов фантастов, которые сосредотачиваются на технологических изобретениях будущего. Таковы прогнозы J. Verne, H. Wells, A. Clarke, S. Lem, А. Беляева, И. Ефремова предшествующие идеям виртуальной реальности, нанотехнологии, искус­ственного интеллекта, техноло­ги­чес­кой сингулярности.

В живописи также обнаруживаются при­меры проскопии. S. Dali закончивает «Пред­чувствие гражданской войны» в 1935 году за 6 месяцев до начала граждан­ской войны в Испании в 1936 году. Он считал свое предвидение проявлением гениальной интуиции и постоянно обнаруживал это свойство своей психики [3].

Известный петербургский художник С. Сергеев в 2018–2019 годах пишет две работы, которые предшествуют возникшей в 2019–2020 годах пандемии ковидного вируса (рис. 1, 2).
Свобода от актуального, Сергей Сергеев
Опасность, Сергей Сергеев
Рис. 2. «Опасность», С. Сергеев, 2019
Рис. 1. «Свобода от актуального», С. Сергеев, 2018
Свобода от актуального, Сергей Сергеев
Рис. 1. «Свобода от актуального», С. Сергеев, 2018
Рис. 1. «Свобода от актуального»,
С. Сергеев, 2018
Рис. 2. «Опасность», С. Сергеев, 2019
Случаев предсказания или предчувствие будущих событий, иногда увиденных во сне художниками, писателями, учеными – мно­жество. Задолго до возникно­вения в пост­модернизме термина «деконструк­ция», который приводит в книге De la grammato­logie в 1967 J. Derrida [4] деконструция воз­никает в абстрак­цио­низме и сюрреа­лизме. В качестве примера можно привести работы S. Dali, J. Pollock (рис. 3), Y. Tanguy (рис. 4), и многих других от кубистов и В. Кан­динского до эволюции декон­струкции у P. Picasso.
Желтый остров, J. Pollock
Мультипликация арок, Y. Tanguy
Рис. 4. «Мультипликация арок», Y. Tanguy, 1954
Рис. 3. «Желтый остров», J. Pollock, 1952
Желтый остров, J. Pollock
Рис. 3. «Желтый остров», J. Pollock, 1952
Рис. 3. «Желтый остров»,
J. Pollock, 1952
Мультипликация арок, Y. Tanguy
Рис. 4. «Мультипликация арок», Y. Tanguy, 1954
Рис. 4. «Мультипликация арок»,
Y. Tanguy, 1954
Деконструкция в искусстве предшествует философии постмодернизма, но деконст­рукция мышления в психопатологии, кото­рая проявляется в тематическом соскаль­зывании, аморфности, разорванности, шизофазии предшествует всем культураль­ным аналогам на тысячи лет.

Вариантом проскопии является ретро­когниция как предсказание событий, обстоятельств и места их возникновения в прошлом, которые недоступны для обычных воспоминаний. Археоретро­когниция – поиски в прошлом объектов, городов и кладов основаны либо на интуи­тивном синтезе фактов и символов прош­лого, либо на экспансивном аффекте в сис­теме парафрении. Прекогниция и ретро­когниция встречается в связи со сновиде­ниями, как симптом «уже виден­ного, уже слышанного или уже пережитого» при эпилепсии и у диссоциатив­ных личностей. Некоторые пророчества, тем не менее, достаточно точно подтверж­дались, но в слу­чаях психопатологии мы наблюдали весьма приблизительное и часто метафорическое предсказание. Целые эпохи искусства и особенно религиозное искусство погру­жены в реставрацию греческих и римским мифов, жизнь Христа, намеки на факты истории.

Одним из примеров такого рода являются раскопки H. Schliemann, вероятное откры­тие им Трои, сокровищ Приама и микенской культуры [9]. Он всегда был склонен к мифо­логизации своей биографии, и страдал болезненным самолюбием. Обладая противоречивым характером с резкими перепадами настроения, он был склонен к саморефлексиям, но в поведении прояв­лялся также деспотизм. Исклю­чительная скупость сочеталась у него с расточитель­ностью при достижении цели. H. Schliemann мифологизировал и мистифицировал свои поиски в стиле развития моноидеи, пос­кольку верил в свою «сверхчеловеческую судьбу». Будучи великим археологом само­учкой со сверценной фиксации на всем греческом, он являлся одновременно гениальным маркетологом и бизнесменом и именно заработан­ные деньги позволили ему организовывать раскопки места, кото­рых для него диктовала устная история и интуиция. H. Schliemann инкорпорировав Гомеров­ские тексты доказал, что миф во многом, по крайней мере в простран­стве, явля­ется реальностью [9]. Он будто существовал в мифологическом времени, ощущая не только где и когда искать, но и к какому времени истории отнесен­ными окажутся его находки.

Стимулами прекогниции часто становятся произведения искусства, вполне вероятно, что коллекция миниатюр и копий живописи у S. Freud включающая также «Эдипа» J. Ingres была, в каждой детали, связаны с его идеями археологии сознания.

Ясновидение (телестезия) – восприятие удаленных физических объектов или событий как наблюдаемых. В этом случае в особом состоянии пациент говорит о том, что знает, как себя ведет тот или иной человек на чрезвычайном большом от него расстоянии. В обыденной жизни телестезия может отмечаться у влюблен­ных после расставания, когда каждый из пары чувствует поступки другого, его желания и намерения. Именно телестетические ощущения могут свидетельст­во­вать о возникновении любви, которая тогда признается «роковой». К телестезии относится также получение информации о местонахождении и состоянии объекта по ранее сделанным его фотографиям или ранее связанным с объектом предме­там, в том числе диагностика здоровья людей или животных по их фотографиям, опреде­ление местонахождения живого существа и его состояния (жив/мертв/болен/несчас­тен/доволен/счастлив), а также иногда сообщение сведений о его нынешнем окружении по фотографии или принад­ле­жащей ему вещи. К группе ясновидения относят и «яснослышание» произнесенного на больших расстоя­ниях, а также проприо­цептивное взаимодействие, когда собствен­ная моторика является продолжением или следствием моторики удаленного объекта.

При синдроме психического автоматизма субъект не только ощущает или управляет поведением другого, но и чувствует себя управляемым чужой волей. Воздействие на мысли чувства, поведение и соматику при этом синдроме могут сочетаться с транзитивизмом при котором возникает ощущение собственного влияния на кон­кретную личность и целые страны. Чаще всего весь комплекс паранормальных, в том числе телестетических явлений, отмечается при остром чувственном бреде в системе синдрома психического автоматизма. Теле­стети­ческие переживания имеют этно­психо­логические аналоги в шаманизме и направ­ленно культивируются в психо­энергетических культах, однако многие художники при переживании вдохновения чувствуют предназначение своего произ­ведения и его величие, воспроизводят священные образы под воздействием охваченности воздействия высшей силы.

Телепатия – чтение мыслей ближайший и отдаленных объектов, чтение мыслей и языка животных (анимализм), деревьев и растений (гилозоизм). Намек на теле­па­тическое чтение может быть у профес­сио­нальных психологов и психиатров, которые лишь при первом взгляде могут предполо­жить то, что будет сказано в дальнейшем. Многолетнее тестирование телепатии с помощью карт Зенера представляющих собой элементарные геометрические фигуры (круг, крест, три волнистые линии, квадрат, пятиконечная звезда) подтверж­дает ее возможность в пределах статисти­ческих погрешностей. Эти же карты исполь­зуют для доказа­тельств ясновидения. Под­тверждением истинности «чтения мыслей» у пациентов является бредовое толкование поведения и внешних обсто­я­тельств, которые не требуют подтверждения.

Теперь телепатические переживания встречаются как продолжение прерванного по техническим причинам электронного общения или при прерывании общения в социальной сети. Возникает ощущение передачи собственных мыслей, которые не могут быть изложены в сети, телепати­чески одному и (или) множеству адре­са­тов, «о моем мнении и так все знают». Техно­логически уже осуществлены способы фиксации, которые позволяют преобра­зовать электро-магнитную активность мысленных образов в визуализированные буквы и цифры и даже речь [8]. Успехи нейронаук позволяют надеяться, что появятся возможности более точной объек­тивизации так называемых телепатем. Пока же приходится признать, что все случаи телепатии следует отнести либо к психопатологии, либо к неточностям экспериментального подтверждения.

Аутоскопия – галлюцинаторное пережи­ва­ние иного человека, существа или частей его тела (фантома), которые могут воспри­ни­маться как отраженные в зеркале. Этот призрак бесцветен, бестелесен, может под­ражать поведению пациента или другого человека, например, недавно умер­шего родственника или соответствует рассказам о видении, наблюдаемом именно в этом месте и в опре­деленное время. К близким феноменам относится «ощущение присут­ствия» объекта рядом или на некотором расстоянии, который безразличен, выпол­няет некую негативную или позитивную миссию. «Ощущение присутствия» не сопро­вождается визуализацией Другого, но может определять поведение как как мыслимая подсказка, помощь или вред, что ассоциируется с ангелом, бесом или духом как в «Портрете Дориана Грея» O. Wilde или новой сферической реальности как в авто­портрете M.C. Escher. Психологической аналогией двойника возможно является любое портретирование и аутопортретиро­вание. Теперь с помощью нейросети каждый может найти своего двойника среди портретов прошлого и настоящего, а значит и установить с ним виртуальную связь на основании информации о поведении и привычках «двойника».

Экстрасенсорная диагностика и терапия наложением рук или диагностика с «прав­кой ауры». При приближении ладоней к другому человеку без прикос­но­вения и пальпации появляются ощущения формы и даже цвета, аналогичные ощущения появляются при рассматривании «свече­ния» вокруг головы.
Физи­ческой основой аур считается так назы­ваемое Керлиановское свечение. Кер­ли­ановая фотография дает информацию о распределении электрического поля в воздушном промежутке между объектом и регистрирующей средой в момент раз­ряда импульса высокой частоты (10–100 кГц). Доказательств диагностического значения свечения не получено, хотя сам эффект считается подтверждением существования биологического поля. Ауры повсюду встречаются в живописи, в пан­теоне божеств в индуизме, буддизме и у христианских святых, но чаще их изоб­ражение связано со следованием канонам и не основано на собственном психи­ческом опыте. Исключениями являются росписи М. Врубеля, живопись М. Чюрлениса и других художников у которых, предполо­жительно, описана психо­патология характерная для органических расстройств, при которых возможно видение ауры.

Астропроекция и психосферный контакт – визуализированное представление о том, что находится за пределами тела (часто во Вселенной). При этом психо­энергети­ческие воздействия фиксируются в спи­ралях, нитях, подвижных объектах, светя­щихся шарах, капсулах, занавесях и сферах.

Нами, внезапный психосферный контакт отмечался при опросе пациентов как предсимптом острых расстройств мозгового кровообращения, он описывался как некая спасающая или карающая запредельная сила. Описано также дистанци­рование своих переживаний и боли в пространство с помощью повторения молитв.
Деконструкция в искусстве предшествует философии постмодернизма, но деконст­рукция мышления в психопатологии, кото­рая проявляется в тематическом соскаль­зывании, аморфности, разорванности, шизофазии предшествует всем культураль­ным аналогам на тысячи лет.

Вариантом проскопии является ретро­когниция как предсказание событий, обстоятельств и места их возникновения в прошлом, которые недоступны для обычных воспоминаний. Археоретро­когниция – поиски в прошлом объектов, городов и кладов основаны либо на интуи­тивном синтезе фактов и символов прош­лого, либо на экспансивном аффекте в сис­теме парафрении. Прекогниция и ретро­когниция встречается в связи со сновиде­ниями, как симптом «уже виден­ного, уже слышанного или уже пережитого» при эпилепсии и у диссоциатив­ных личностей. Некоторые пророчества, тем не менее, достаточно точно подтверж­дались, но в слу­чаях психопатологии мы наблюдали весьма приблизительное и часто метафорическое предсказание. Целые эпохи искусства и особенно религиозное искусство погру­жены в реставрацию греческих и римским мифов, жизнь Христа, намеки на факты истории.

Одним из примеров такого рода являются раскопки H. Schliemann, вероятное откры­тие им Трои, сокровищ Приама и микенской культуры [9]. Он всегда был склонен к мифо­логизации своей биографии, и страдал болезненным самолюбием. Обладая противоречивым характером с резкими перепадами настроения, он был склонен к саморефлексиям, но в поведении прояв­лялся также деспотизм. Исклю­чительная скупость сочеталась у него с расточитель­ностью при достижении цели. H. Schliemann мифологизировал и мистифицировал свои поиски в стиле развития моноидеи, пос­кольку верил в свою «сверхчеловеческую судьбу». Будучи великим археологом само­учкой со сверценной фиксации на всем греческом, он являлся одновременно гениальным маркетологом и бизнесменом и именно заработан­ные деньги позволили ему организовывать раскопки места, кото­рых для него диктовала устная история и интуиция. H. Schliemann инкорпорировав Гомеров­ские тексты доказал, что миф во многом, по крайней мере в простран­стве, явля­ется реальностью [9]. Он будто существовал в мифологическом времени, ощущая не только где и когда искать, но и к какому времени истории отнесен­ными окажутся его находки.

Стимулами прекогниции часто становятся произведения искусства, вполне вероятно, что коллекция миниатюр и копий живописи у S. Freud включающая также «Эдипа» J. Ingres была, в каждой детали, связаны с его идеями археологии сознания.

Ясновидение (телестезия) – восприятие удаленных физических объектов или событий как наблюдаемых. В этом случае в особом состоянии пациент говорит о том, что знает, как себя ведет тот или иной человек на чрезвычайном большом от него расстоянии. В обыденной жизни телестезия может отмечаться у влюблен­ных после расставания, когда каждый из пары чувствует поступки другого, его желания и намерения. Именно телестетические ощущения могут свидетельст­во­вать о возникновении любви, которая тогда признается «роковой». К телестезии относится также получение информации о местонахождении и состоянии объекта по ранее сделанным его фотографиям или ранее связанным с объектом предме­там, в том числе диагностика здоровья людей или животных по их фотографиям, опреде­ление местонахождения живого существа и его состояния (жив/мертв/болен/несчас­тен/доволен/счастлив), а также иногда сообщение сведений о его нынешнем окружении по фотографии или принад­ле­жащей ему вещи. К группе ясновидения относят и «яснослышание» произнесенного на больших расстоя­ниях, а также проприо­цептивное взаимодействие, когда собствен­ная моторика является продолжением или следствием моторики удаленного объекта.

При синдроме психического автоматизма субъект не только ощущает или управляет поведением другого, но и чувствует себя управляемым чужой волей. Воздействие на мысли чувства, поведение и соматику при этом синдроме могут сочетаться с транзитивизмом при котором возникает ощущение собственного влияния на кон­кретную личность и целые страны. Чаще всего весь комплекс паранормальных, в том числе телестетических явлений, отмечается при остром чувственном бреде в системе синдрома психического автоматизма. Теле­стети­ческие переживания имеют этно­психо­логические аналоги в шаманизме и направ­ленно культивируются в психо­энергетических культах, однако многие художники при переживании вдохновения чувствуют предназначение своего произ­ведения и его величие, воспроизводят священные образы под воздействием охваченности воздействия высшей силы.

Телепатия – чтение мыслей ближайший и отдаленных объектов, чтение мыслей и языка животных (анимализм), деревьев и растений (гилозоизм). Намек на теле­па­тическое чтение может быть у профес­сио­нальных психологов и психиатров, которые лишь при первом взгляде могут предполо­жить то, что будет сказано в дальнейшем. Многолетнее тестирование телепатии с помощью карт Зенера представляющих собой элементарные геометрические фигуры (круг, крест, три волнистые линии, квадрат, пятиконечная звезда) подтверж­дает ее возможность в пределах статисти­ческих погрешностей. Эти же карты исполь­зуют для доказа­тельств ясновидения. Под­тверждением истинности «чтения мыслей» у пациентов является бредовое толкование поведения и внешних обсто­я­тельств, которые не требуют подтверждения.

Теперь телепатические переживания встречаются как продолжение прерванного по техническим причинам электронного общения или при прерывании общения в социальной сети. Возникает ощущение передачи собственных мыслей, которые не могут быть изложены в сети, телепати­чески одному и (или) множеству адре­са­тов, «о моем мнении и так все знают». Техно­логически уже осуществлены способы фиксации, которые позволяют преобра­зовать электро-магнитную активность мысленных образов в визуализированные буквы и цифры и даже речь [8]. Успехи нейронаук позволяют надеяться, что поя­вятся возможности более точной объек­ти­визации так называемых телепатем. Пока же приходится признать, что все случаи телепатии следует отнести либо к психо­патологии, либо к неточностям экспери­мен­тального подтверждения.

Аутоскопия – галлюцинаторное пережи­ва­ние иного человека, существа или частей его тела (фантома), которые могут воспри­ни­маться как отраженные в зеркале. Этот призрак бесцветен, бестелесен, может под­ражать поведению пациента или другого человека, например, недавно умер­шего родственника или соответствует рассказам о видении, наблюдаемом именно в этом месте и в опре­деленное время. К близким феноменам относится «ощущение присут­ствия» объекта рядом или на некотором расстоянии, который безразличен, выпол­няет некую негативную или позитивную миссию. «Ощущение присутствия» не сопро­вождается визуализацией Другого, но может определять поведение как как мыслимая подсказка, помощь или вред, что ассоциируется с ангелом, бесом или духом как в «Портрете Дориана Грея» O. Wilde или новой сферической реальности как в авто­портрете M.C. Escher. Психологической аналогией двойника возможно является любое портретирование и аутопортретиро­вание. Теперь с помощью нейросети каждый может найти своего двойника среди портретов прошлого и настоящего, а значит и установить с ним виртуальную связь на основании информации о поведении и привычках «двойника».

Экстрасенсорная диагностика и терапия наложением рук или диагностика с «прав­кой ауры». При приближении ладоней к другому человеку без прикос­но­вения и пальпации появляются ощущения формы и даже цвета, аналогичные ощущения появляются при рассматривании «свече­ния» вокруг головы.
Физи­ческой основой аур считается так назы­ваемое Керлиановское свечение. Кер­ли­ановая фотография дает информацию о распределении электрического поля в воздушном промежутке между объектом и регистрирующей средой в момент раз­ряда импульса высокой частоты (10–100 кГц). Доказательств диагностического значения свечения не получено, хотя сам эффект считается подтверждением существования биологического поля. Ауры повсюду встречаются в живописи, в пан­теоне божеств в индуизме, буддизме и у христианских святых, но чаще их изоб­ражение связано со следованием канонам и не основано на собственном психи­ческом опыте. Исключениями являются росписи М. Врубеля, живопись М. Чюрлениса и других художников у которых, предполо­жительно, описана психо­патология характерная для органических расстройств, при которых возможно видение ауры.

Астропроекция и психосферный контакт – визуализированное представление о том, что находится за пределами тела (часто во Вселенной). При этом психо­энергети­ческие воздействия фиксируются в спи­ралях, нитях, подвижных объектах, светя­щихся шарах, капсулах, занавесях и сферах.

Нами, внезапный психосферный контакт отмечался при опросе пациентов как предсимптом острых расстройств мозгового кровообращения, он описывался как некая спасающая или карающая запредельная сила. Описано также дистанци­рование своих переживаний и боли в пространство с помощью повторения молитв.
Рекс, М. Чюрленис
Искры, М. Чюрленис
Рис. 6. «Искры», М. Чюрленис, 1906
Рис. 5. «Рекс», М. Чюрленис, 1909
Рис. 5. «Рекс», М. Чюрленис, 1909
Рис. 6. «Искры», М. Чюрленис, 1906
Рис. 9. «Рафаэль и Форнарина», J. Ingres, 1814
Астропроекция визуализируется во многих работах М. Чюрлениса в которых синтези­ровано визуальное и аудиальное (музы­каль­ное) воображение.

Теле­кинез и телепортация – передвижение предметов с помощью усилия воли, их пере­мещение на большое расстояние или во времени. Феномен, обусловлен­ный либо ловко сфабрикованным фокусом, либо связанный с высокой внушае­мостью наблю­дателей и их индуктивностью. В частности удвоение образа, его дублирование двумя и более творцами может быть связано со взаимной индук­цией, копированием, подражанием а не с телепортационным феноменом. Доказательством являются феномен «картин двойников» [11].
Беседка, А. Очнев
Терраса, К. Селезнев
Рис. 8. «Терраса»,
К. Селезнев, 1997
Рис. 7. «Беседка»,
А. Очнев, 1997
Беседка, А. Очнев
Рис. 7. «Беседка», А. Очнев, 1997
Терраса, К. Селезнев
Рис. 8. «Терраса», К. Селезнев, 1997
Удивительное сходство работ (рис. 7, 8) предположительно объясняют тем, что оба художника в 1997 году учились в художест­венном институте им. В.И. Сурикова и могли быть одновременно на одном пленере, но чем объяснить одинаковую точку зрения, как будто художники стояли рядом или выбрали одинаковый ракурс. Однако существуют примеры, когда сходный сюжет реинкарнируется через века как в случаях J. Ingres и Rembrandt (рис. 9, 10)
Рафаэль и Форнарина, J. Ingres
Автопортрет с Саксией на коленях, Rembrandt
Рис. 9. «Рафаэль и Форнарина», J. Ingres, 1814
Рис. 10. «Автопортрет с Саксией на коленях», Rembrandt, 1635–1636
Рафаэль и Форнарина, J. Ingres
Рис. 9. «Рафаэль и Форнарина»,
J. Ingres, 1814
Автопортрет с Саксией на коленях, Rembrandt
Рис. 10. «Автопортрет с Саксией на коленях», Rembrandt, 1635–1636
Телепортационные переживания с внезап­ным появлением и исчезновением объекта возможны при органических и постстрес­сорных расстройствах. Близки к телекине­тическим переживаниям феномены «появления-исчезновения», когда внезапно исчезают элементы полей зрения, сверху, снизу, справа или слева, они характерны для локальных поражениях головного мозга и патологии сетчатки. Как телепортация может интерпретироваться обнаружение себя в другом месте при кратковременном расстройстве сознания и фиксационной амнезии. Телепор­тационные феномены повсеместно имитируется кинематографией и телевиде­нием. Выпуск новостей со сме­ще­нием в пространстве и времени является факти­ческой визуализацией телепортации. Смещение, телепортация и преобразование образов, первоначально возникшие в сюр­реализме, опт-арте, стали объединяться в видео ютуба доводя трансформацию до абсурда [12].

Левитация – способность преодолевать гравитацию. Компенсация сил тяжести основана на физических эффектах, но леви­тационные ощущения часто отме­ча­ются и в личных переживаниях во время сно­видений, при гипнозе, при цереб­ральных сосудистых расстройствах, эпилепсии, как ауре приступа. Иногда при аурах пережи­вание левитации сменяется ощущением свинцовой тяжести и погружения ног в землю.

При гипоманиях пациенты описывают феномены близкие к левитации, когда быстрая ходьба сменяется ощущениями полета и управления тела в пространстве. При органических поражениях мозга возможна фрагментарная деперсона­ли­зация сходная с проприоцептивными иллюзиями и галлюцинациями, появляется пере­живание отрыва и парения головы, рук, над которыми утрачивается контроль. Левитация описана у множества святых. Наиболее типично ее изображение в живописи маньеризма, в частности у El Greco, F. de Zurbarán, у сюрреалистов. Левитация людей и животных у М. Шагала становится его повсюду опознаваемым символом свободы.

Полтергейст – неожиданные изменения в окружающем, сопровождающиеся появ­лением визуальных, тактильных, аудиаль­ных или ольфакторных ощущений, включе­ниями или выключениями приборов, откры­ванием окон и дверей, пере­меще­нием предметов, возникновением надписей и повреждением окружающего. Действия приписывают мифологическим существам: барабашкам, домовым, духам, призракам. Псевдонаучное объяснение связано с некой объективизацией проецируемой вовне агрессии или иными эмоциями. Творческим воплощением идеи полтергейста являются сказочные истории К. Чуковского в «Федо­рином горе» (1926) и «Мойдодыре» (1921). В обоих случаях причиной перемещения и бегства предметов становится неряш­ли­вость и небрежность главных героев против которых восстает мир быта (рис. 11, 12).
Мойдодыр, В.Г. Сутеев
Федорино горе, Б. Калушин
Рис. 11. «Мойдодыр»,
В.Г. Сутеев, 1963
Рис. 12. Кадр диафильма «Федорино горе»,
Б. Калушин, 1963
Мойдодыр, В.Г. Сутеев
Рис. 11. «Мойдодыр»,
В.Г. Сутеев, 1963
Федорино горе, Б. Калушин
Рис. 12. Кадр диафильма «Федорино горе»,
Б. Калушин, 1963
Возникновение аномалий также интерпре­тируется в связи с эффектами электро­магнит­ных полей, другими физическими фено­менами. Совпадение этих фено­менов с психо­патологией наблюдается достаточно часто.

Все психоэнергетические и экстрасенсор­ные расстройства встречаются при шизо­френии, шизотипическом расстройстве, эпилепсии и диссоциативных рас­строй­ствах, они также отличаются высокой степенью индуктивности. Многократно наблю­дали индуктивное возникновение экстрасенсорных феноменов при «обу­чении» в психоэнергетических группах и сектах.

Внетелесное существование – пережива­ния, возникающие при клинической смерти, включающие изменения окружающего мира, лишение телесности, тон­нели, яркий белый свет, полет и перемещение в про­стран­стве, мысленное обще­ние с духов­ными сущностями. Внетелесное сущест­во­вание может включать все вышеописанные пси-феномены и напоминает космический или депрессивный онейроид. «Возвра­ще­ние» сопровождается протопатической болью и разочаро­ванием. Воображение преобразует мир в психоделические вселен­ские образы как например в творчестве основоположника течения крымского космизма Д. Филова (рис. 13, 14), который соединяет энергетические линии с множеством элемен­тар­ных духовных сущностей в стиле «раскрашенных идей» неоплатоников.
Ночной экспресс, Д. Филов
Флай, Д. Филов
Рис. 13. «Ночной экспресс»,
Д. Филов, 2018
Рис. 14. «Флай»,
​Д. Филов, 2018
Ночной экспресс, Д. Филов
Рис. 13. «Ночной экспресс»,
Д. Филов, 2018
Флай, Д. Филов
Рис. 14. «Флай»,
Д. Филов, 2018
Отсутствие доказательств объективности большинства пси-феноменов [5] не озна­чает игнорирования некоторых серьезных исследований и гипотез, в частности работ M. Persinger и его последователей [7]. Согласно его гипотезе паранор­маль­ные переживания связаны с височными долями головного мозга, именно их функ­циони­ро­вание, а также повышение чувствитель­ности к магнит­ным сверхслабым стимулам определяет мистический опыт.

Сходство психопатологии пси-феноменов и творческого воображения вовсе не озна­чает, что речь идет о психических расстрой­ствах художников, поскольку существует множество примеров, когда при выра­жен­ных психических нарушениях творческая продукция остается вполне обыкновенной и лишена мистики паранормальности.

Хотя пси-феномены существуют не в объек­тивной, а в психической реальности твор­ческого воображения и психоза, они в куль­турной эволюции воплощаются в техно­логии и футуристические проекты.

Литература
1. Богораз (Тан) В.Г. Эйнштейн и религия. Применение принципа относительности к исследованию религиозных явлений. В.1. М.–Петроград, Изд. А.Д. Френкеля, 1923, с. 4
2. Самохвалов В.П., Кузнецов В.Е. Психиатрия и искусство. – М.: Видар, 2015
3. Dali S. Journal D’un Genie. Paris, Gallimard, 1994
4. Derrida J. De la grammatologie.Paris: Les Éditions de Minuit, 1967
5. Hansel C. E.M. The Search for Psychic Power. Prometheus Books,1989
6. Neher A. Paranormal and Transcendental Experience: A Psychological Examination. Dover Publications, 2011
7. Persinger M. A. A theory of neurophysics and quantum neuroscience: implications for brain function and limits of consciousness. Int. J of Neuroscience. 117 (2), 2007, pp. 157–175
8. Shen G., Horikawa T., Majima K., Kamitan Y. (2017) Deep image reconstruction from human brain activity. Computational Biology, Dec. 28, 2017 /http://dx.doi.org/10.1101/240317
9. Vandenberg P., Ванденберг Ф. Золото Шлимана. Смоленск: Русич, 1996
10. Willard A.K., Norenzayan A. Cognitive biases explain religious belief, paranormal belief, and belief in life’s purpose. Cognition. 129 (2), 2013: pp. 379–91
11. https://obiskusstve.com/229684837755127965/kartiny-dvojniki/
12. https://www.youtube.com/watch?v=j98KD5E5KDs
Републикация части материала, не превышающей по объему 25% исходной статьи, допускается с обязательным указанием автора и гиперссылкой на адрес полнотекстового материала на сайте art-in-psychology.com
Републикация части материала, не превы­шающей по объему 25% исходной статьи, допускается с обязательным указанием автора и гиперссылкой на адрес полнотекстового материала на сайте art-in-psychology.com
Наверх