Как правило, в стандартных рисуночных методиках при анализе содержания проективных образов единичный художественный признак наделяется конкретным значением. Исследователь оперирует критериями интерпретации смыслов художественных характеристик, описанных в той или иной научной монографии или учебнике. Однако, согласно работам А. Анастази, наделение художественного признака одним значением не может быть убедительным и скорее приводит к существенным ошибкам в психологическом анализе. Так, многочисленные исследования валидности критериев интерпретации теста Маховера «Нарисуй человека» показали недостоверность представленных систем оценок [1, с. 198].
Исходя из сказанного, требуется иной ракурс в исследовании содержания художественного образа, в интерпретации его смысла и психологического значения. С целью определения методологических принципов и алгоритма исследования структуры и содержания художественного образа нами в течение 15 лет на базе кафедры философской антропологии и арт-терапии Московского социально-педагогического института был осуществлен системный анализ более 15000 рисунков студентов, участвовавших в арт-терапевтической работе. Благодаря возможности непосредственного наблюдения и сопоставления впечатлений о личности студентов, подкрепленного формализованными методами психологической диагностики и созданными ими художественными образами, были разработаны принципы и онтосинергетическая модель интерпретации психологического значения художественной композиции.
В качестве объектов исследования выступали образы, созданные на основе стандартизированных тестовых заданий, – проективные рисунки «Дерево», «Нарисуй человека», «Человек под дождем», «Каракули». Для расширения поля анализа использовались инновационные проективные методы, разработанные автором статьи, – рисунки «Ризома», «Образ Я», «Гармония цвета», «Гармония форм», «Образ будущего» и т.д. Для выявления интеркорреляционных связей между формализованными характеристиками личности и проективными художественными признаками были использованы такие тестовые задания как 16-факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла, тест ситуативной тревожности Ч.Д. Спилбергера, прогрессивные матрицы интеллекта Дж. Равена, цветовой тест М. Люшера, ситуативный тест Розенцвейга, тест креативности Э.П. Торренса.
На основе полученных данных были разработаны методические принципы и модель анализа художественного образа.
1. Базовым принципом интерпретации значения художественной композиции выступает «принцип релятивности», указывающий на относительность во времени значения для индивидуума того или иного художественного признака.
2. «Принцип целостности» позволяет распознать стремление индивидуума создавать такие образы, в которых запечатлевается его целостное восприятие и отношение к объекту изображения.
3. «Принцип интенциональности» указывает на сознательное и бессознательное стремление индивидуума раскрыть наиболее значимые объекты и качества целостного художественного образа. Исходя из значения критериев визуального восприятия, нами были разработаны критерии анализа художественной композиции [2].
Как правило, в стандартных рисуночных методиках при анализе содержания проективных образов единичный художественный признак наделяется конкретным значением. Исследователь оперирует критериями интерпретации смыслов художественных характеристик, описанных в той или иной научной монографии или учебнике. Однако, согласно работам А. Анастази, наделение художественного признака одним значением не может быть убедительным и скорее приводит к существенным ошибкам в психологическом анализе. Так, многочисленные исследования валидности критериев интерпретации теста Маховера «Нарисуй человека» показали недостоверность представленных систем оценок [1, с. 198].
Исходя из сказанного, требуется иной ракурс в исследовании содержания художественного образа, в интерпретации его смысла и психологического значения. С целью определения методологических принципов и алгоритма исследования структуры и содержания художественного образа нами в течение 15 лет на базе кафедры философской антропологии и арт-терапии Московского социально-педагогического института был осуществлен системный анализ более 15000 рисунков студентов, участвовавших в арт-терапевтической работе. Благодаря возможности непосредственного наблюдения и сопоставления впечатлений о личности студентов, подкрепленного формализованными методами психологической диагностики и созданными ими художественными образами, были разработаны принципы и онтосинергетическая модель интерпретации психологического значения художественной композиции.
В качестве объектов исследования выступали образы, созданные на основе стандартизированных тестовых заданий, – проективные рисунки «Дерево», «Нарисуй человека», «Человек под дождем», «Каракули». Для расширения поля анализа использовались инновационные проективные методы, разработанные автором статьи, – рисунки «Ризома», «Образ Я», «Гармония цвета», «Гармония форм», «Образ будущего» и т.д. Для выявления интеркорреляционных связей между формализованными характеристиками личности и проективными художественными признаками были использованы такие тестовые задания как 16-факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла, тест ситуативной тревожности Ч.Д. Спилбергера, прогрессивные матрицы интеллекта Дж. Равена, цветовой тест М. Люшера, ситуативный тест Розенцвейга, тест креативности Э.П. Торренса.
На основе полученных данных были разработаны методические принципы и модель анализа художественного образа.
1. Базовым принципом интерпретации значения художественной композиции выступает «принцип релятивности», указывающий на относительность во времени значения для индивидуума того или иного художественного признака.
2. «Принцип целостности» позволяет распознать стремление индивидуума создавать такие образы, в которых запечатлевается его целостное восприятие и отношение к объекту изображения.
3. «Принцип интенциональности» указывает на сознательное и бессознательное стремление индивидуума раскрыть наиболее значимые объекты и качества целостного художественного образа. Исходя из значения критериев визуального восприятия, нами были разработаны критерии анализа художественной композиции [2].
Характеристики восприятия и критерии анализа художественной композиции (В. Н. Никитин, А. И. Лобанов)
1. «Апперцепция» – «фигура на фоне»
Апперцепция – сознательное восприятие чувственного впечатления, характеризующее личностный уровень восприятия, его связь с прошлым опытом и установками индивидуума, психическими и социокультурными индивидуальными особенностями.
По всей видимости, можно говорить о том, что характер восприятия и изображения объекта субъектом определяется социально-историческими условиями, пространственно-временными факторами, формирующими культурные установки и личностные намерения изображающего. Решающее значение при этом, безусловно, принадлежит смыслам, вкладываемым рисующим в стилевую и структурную ткань художественной композиции, отражающим его уровень культурно-эстетического развития. При создании художественного образа внимание субъекта фокусируется на тех значениях реального объекта, которые значимы в культурной среде, к которой принадлежит и сам творящий. Говоря иначе, апперцепция как кладовая опыта, знания, умений, взглядов, интересов, определяет особенности восприятия субъектом действительности и выделения им в процессе творчества значимых для себя объектов реальности.
Таким образом, апперцепция предопределяет выбор главного элемента композиции, вокруг которого выстраивается структура, оставляя второстепенные ее составляющие не до конца проявленными (прорисованными). Осознанно или бессознательно объектом изображения становятся те предметы и события действительности, которые наиболее значимы для субъекта творчества. В то же время, характер выбора «фигуры на фоне» отражает способность субъекта к целостному представлению и изображению образа.