Арт-терапия выдвигала две дороги в качестве основных концептуальных путей: 1) искусство как терапия; 2) арт-психотерапия. Эти две концепции, по мнению американского арт-терапевта Кэти Мальчиоди, повсеместно используются в литературе по арт-терапии и стали изношенными мантрами, описывающими профессию и определяющими то, как арт-терапевты определяют себя (Malchiodi 2013). «Искусство как терапия» воплощает идею о том, что искусство – это терапевтический процесс и опыт, который связан с обучением искусству детей с ограниченными возможностями, также связан с художественными студиями для людей с психическими заболеваниями. «Арт-психотерапия» является частью психотерапии.
В этой статье я настаиваю на том, что помимо арт-психотерапии и искусства как терапии, существует третий, не менее важный путь, связанный с арт-терапией как психологическим жанром искусства. Когда арт-терапия появляется в мире искусства, она появляется через фигуру художника, по одной из следующих четырех линий:
1) художник как «психологический заложник»;
2) художник как «психологический бунтарь»;
3) художник как «психологический консультант»;
4) художник как «психологический исследователь».
Эти четыре тенденции совпадают с четырьмя историческими периодами развития арт-терапии как профессии с 1940-х годов до наших дней.
Общепринятая периодизация истории арт-терапии состоит из трех основных этапов: классический период (с 1940-х по 1970-е годы), средние годы (с 1970-х до середины 1980-х годов) и современная арт-терапия (с середины 1980-х и по настоящее время). Эта периодизация, сделанная американским арт-терапевтом Рэнди Виком, основана на эволюции теоретической литературы в области арт-терапии (Vick 2003). Британский арт-терапевт Крис Вуд делит развитие арт-терапии на три исторических периода: с конца 1930-х до конца 1950-х годов; с начала 1960-х до конца 1970-х годов и с начала 1980-х до середины 1990-х годов (Wood 1997). Основное различие между этими двумя подходами к истории арт-терапии заключается в том, что периодизация Вуда содержит более ранний и диффузный первый период, за которым следуют два более четко определенных – второй и третий периоды. Мы считаем, что существует четкий четвёртый период после 2000 года, связанный со взаимодействием арт-терапии с нейронаукой и позитивной психологией.
Согласно Вуду, каждый период связан с определенной тенденцией: в течение первого периода, когда начали появляться первые идеи об использовании искусства в качестве терапии в условиях больницы, внимание было сосредоточено главным образом на выразительной силе искусства; второй период проходит под флагами антипсихиатрического движения, идей гуманистической психологии и дифференциации арт-терапии как самостоятельной профессии; третий период связан с ростом профессионализации в арт-терапии и ее все более тесной привязанностью к психотерапевтической теории и практике. Такое развитие арт-терапии показывает, как постепенно искусство стало играть роль, подчиненную целям психотерапии. Конфликт, который постоянно возникал между искусством и практикой арт-терапии, был реальной опасностью, что художественная интерпретация может заменить психотерапию. В арт-терапии существует множество подходов, которые можно отличить по их принадлежности к определенной психологической школе, но наиболее важным критерием остается то, как каждая арт-терапия определяет себя с точки зрения искусства.
Арт-терапия выдвигала две дороги в качестве основных концептуальных путей:
1) искусство как терапия; 2) арт-психотерапия. Эти две концепции, по мнению американского арт-терапевта Кэти Мальчиоди, повсеместно используются в литературе по арт-терапии и стали изношенными мантрами, описывающими профессию и определяющими то, как арт-терапевты определяют себя (Malchiodi 2013). «Искусство как терапия» воплощает идею о том, что искусство – это терапевтический процесс и опыт, который связан с обучением искусству детей с ограниченными возможностями, также связан с художественными студиями для людей с психическими заболеваниями. «Арт-психотерапия» является частью психотерапии.
В этой статье я настаиваю на том, что помимо арт-психотерапии и искусства как терапии, существует третий, не менее важный путь, связанный с арт-терапией как психологическим жанром искусства. Когда арт-терапия появляется в мире искусства, она появляется через фигуру художника, по одной из следующих четырех линий:
1) художник как «психологический заложник»;
2) художник как «психологический бунтарь»;
3) художник как «психологический консультант»;
4) художник как «психологический исследователь».
Эти четыре тенденции совпадают с четырьмя историческими периодами развития арт-терапии как профессии с 1940-х годов до наших дней.
Общепринятая периодизация истории арт-терапии состоит из трех основных этапов: классический период (с 1940-х по 1970-е годы), средние годы (с 1970-х до середины 1980-х годов) и современная арт-терапия (с середины 1980-х и по настоящее время). Эта периодизация, сделанная американским арт-терапевтом Рэнди Виком, основана на эволюции теоретической литературы в области арт-терапии (Vick 2003). Британский арт-терапевт Крис Вуд делит развитие арт-терапии на три исторических периода: с конца 1930-х до конца 1950-х годов; с начала 1960-х до конца 1970-х годов и с начала 1980-х до середины 1990-х годов (Wood 1997). Основное различие между этими двумя подходами к истории арт-терапии заключается в том, что периодизация Вуда содержит более ранний и диффузный первый период, за которым следуют два более четко определенных – второй и третий периоды. Мы считаем, что существует четкий четвёртый период после 2000 года, связанный со взаимодействием арт-терапии с нейронаукой и позитивной психологией.
Согласно Вуду, каждый период связан с определенной тенденцией: в течение первого периода, когда начали появляться первые идеи об использовании искусства в качестве терапии в условиях больницы, внимание было сосредоточено главным образом на выразительной силе искусства; второй период проходит под флагами антипсихиатрического движения, идей гуманистической психологии и дифференциации арт-терапии как самостоятельной профессии; третий период связан с ростом профессионализации в арт-терапии и ее все более тесной привязанностью к психотерапевтической теории и практике. Такое развитие арт-терапии показывает, как постепенно искусство стало играть роль, подчиненную целям психотерапии. Конфликт, который постоянно возникал между искусством и практикой арт-терапии, был реальной опасностью, что художественная интерпретация может заменить психотерапию. В арт-терапии существует множество подходов, которые можно отличить по их принадлежности к определенной психологической школе, но наиболее важным критерием остается то, как каждая арт-терапия определяет себя с точки зрения искусства.