ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС ПО АРТ-ТЕРАПИИ

в установлении межкультурных отношений
17.10.2019

В ста­тье изло­жена мысль, что пози­ти­вное разви­тие межку­льту­рных отно­ше­ний стро­ится на базе еди­ного про­це­сса, объе­диня­ющего людей на дости­же­ние еди­ной бла­горо­дной цели, откры­вая сво­боду в себе, даря ее миру.

Статуя Турула в Будапеште
Каза­лось бы, что в совре­мен­ном мире евро­пей­ского соо­бще­ства сама тема «меж­куль­турные отно­ше­ния» явля­ется одной из самых разра­ботан­ных и разра­баты­вае­мых, пре­дста­вля­ющая инте­рес для разных обще­ствен­ных инсти­ту­тов и явля­ясь пред­ме­том изу­че­ния в фило­со­фии, соци­оло­гии, пси­холо­гии, а также в фило­ло­гии. Исто­рия разви­тия межкуль­ту­рных отно­ше­ний насчи­ты­вает мно­го­тысяче­ле­тнюю исто­рию; с одной сто­роны, весьма непро­стую из-за поли­тиче­ских при­тяза­тель­ных амби­ций и аппе­ти­тов одних пра­вительств по отно­ше­нию к дру­гим, но, с дру­гой сто­роны, весьма поу­чительную, в кото­рой встает вопрос об иден­тифи­ка­ции Дру­гого, отли­чного от того, что пред­ста­вляет собою «я» как еди­нич­ное и «мы» как общее.

​Поня­тие «культура» восхо­дит к лати­нскому слову «cultura», что зна­чит возде­лыва­ние, воспи­та­ние, обра­зова­ние и почи­та­ние. Инте­ре­сный фактор, отра­жен­ный в языке римлян, заклю­чае­тся в том, что они исполь­зо­вали это слово только в соче­та­ниях с после­дую­щими суще­стви­тельными, тем самым пока­зы­вая, что cultura – это про­цесс сове­рше­нство­ва­ния чело­века в его жизне­дея­тельно­сти, не ото­рван­ный от созда­ния чего-то конкре­тного, а напро­тив, име­ющий к этому самое непо­сред­ствен­ное отно­ше­ние, в чем заме­тен рост его персо­нальных навы­ков и духов­ного разви­тия. Изна­чально отпра­вной точкой счи­та­лась дея­тельность чело­века на земле; с той мате­рией, субстан­цией, кото­рая в ходе обра­бо­тки, береж­ного ухода, любо­вного досмо­тра со сто­роны чело­века давала ему все насу­щное для жизни и одно­вре­ме­нно была сти­му­лом для собствен­ного «возде­лыва­ния», духов­ного пре­обра­зова­ния и тво­рче­ства. Так вме­сте с теле­сным, мате­риальным про­явле­нием «культуры» обо­зна­чи­лся и ее духо­вный фено­мен. Н.А. Бердяев писал, что «культура свя­зана с культом. Дре­вней­шая из Культур – Культура Еги­пта нача­лась в храме, и пер­выми ее тво­рцами были жрецы. Культура полна свя­щен­ной симво­лики, в ней даны знаки и подо­бия иной, духо­вной дея­тельно­сти. Вся­кая Культура (даже мате­риальная Культура) есть Культура духа, вся­кая Культура имеет духо­вную основу – она есть про­дукт тво­рче­ской работы духа над при­ро­дными сти­хи­ями» (Бердяев Н.А. Смысл исто­рии. М., 1990, с. 166).

​За время суще­ство­ва­ния чело­вече­ства, а соо­тве­тстве­нно, за время разви­тия фило­со­фской мысли, культуру немы­слимо рассма­три­вать исклю­чительно в рамках гене­зиса чело­века, она имеет и непо­сре­дствен­ное отно­ше­ние к соо­бще­ству людей в целом. Не было и не будет, наве­рное, пери­ода в исто­рии чело­вече­ства, когда не про­исхо­дило пере­меще­ние наро­дов, а стало быть, одно­вре­ме­нно с этим и распро­стра­не­ние, пере­пле­те­ние, обо­гаще­ние, но, к сожа­ле­нию, порою варвар­ское уни­что­же­ние культур дру­гих наро­дов. В совре­мен­ном мире, по-види­мому, этот про­цесс достиг сво­его пика, когда уче­ные гово­рят о созда­нии мульти­культур­ного обще­ства, кото­рому хара­кте­рна своя осо­бая мульти­культура с откры­тым досту­пом к обмену дру­гого культу­рного опыта и инфо­рма­ции. Пра­вда, на фоне новых идей и пре­дста­вле­ний о совре­мен­ном пост-пост-моде­рно­вом обще­стве без гра­ниц стре­мительно растет и моти­ваци­онный инте­рес к само­иде­нти­фика­ции народа или наро­дно­сти. Обе край­ние точки зре­ния могут про­воци­ро­вать отри­ца­ние друг друга, ниве­лиро­вать все ценное, что было создано чело­ве­ком или родом. Может быть впо­лне уме­стно поста­вить вопрос, что про­цесс «окульту­рива­ния» – это не только ака­деми­че­ски вышко­лен­ный, выстро­енный про­цесс обу­че­ния, но беско­не­чный путь с лично зада­вае­мыми вопро­сами и отве­тами в ситу­ации, когда не только ты видишь и слы­шишь «дру­гого» чело­века, но и «дру­гой» чело­век видит и слы­шит тебя.
Сегедский университет
Сегедский университет
На наш взгляд, такой путь уже осу­ще­ствля­ется в тече­ние семи лет, начи­ная с 2012 года, бла­го­даря содру­же­ству инсти­ту­тов: Сеге­дского уни­ве­рси­тета в лице секции русского языка и кафе­дры рисо­ва­ния педа­гоги­че­ского факультета имени Д. Юхоса и Моско­вского соци­ально-педа­гоги­че­ского инсти­тута. Мы имеем ввиду инте­рес­ней­ший обра­зова­тельный про­ект по arts-therapy в межкульту­рном про­стра­нстве, где «межкульту­рное про­стра­нство» не энци­кло­педи­че­ская дефи­ни­ция, а «острие взгляда», позво­ляю­щее уви­деть, услы­шать и почув­ство­вать нечто осо­бен­ное, дру­гое, отли­чное не только за пре­де­лами себя, сво­его мира, но и в себе самом, вну­три себя.

Когда попа­да­ешь в Сегед, спо­кой­ный зеле­ный город на юге Венгрии после Буда­пешта, то трудно отде­ла­ться от мысли, что венгер­ское где-то рядом, оно Здесь, а не в слав­ном пре­стольном граде, где его не сразу уви­дишь из-за толстого «пан­циря» евро­пей­ской циви­лиза­ции, кото­рая пре­вра­щает города-мега­по­лисы в подо­бия самих себя с мини­мальными культу­рными вкра­пле­ни­ями. Тогда экскур­сия по городу Сегед, зна­ком­ство с местной архи­тек­ту­рой, соче­та­ние спо­кой­ных пастельных цве­то­вых тонов, игра света и тени на доро­жках в парках, на домах, пере­жива­ющих не первый век сво­его суще­ство­ва­ния; звуки, инто­на­ции непри­выч­ной для слуха речи, а венге­рский вряд ли может похо­дить на что-то кроме самого себя; неве­рбальный мир жестов, взгля­дов про­хо­жих или ста­йки зри­те­лей, ожи­даю­щих вход в зри­тельный зал теа­тра Оперы и Балета; запахи кофе и пирож­ного с маком и еще чего-то напо­лнен­ного в воздухе при­обре­тают осо­бые смыслы, кон­тексты, ожи­ваю­щие затем в совме­стной работе на семи­на­рах в сте­нах университета.
Владимир Никитин, Миклош Шимон
Workshops Миклоша Шимона, 2017
Школа живописи Миклоша Шимона – это пространство художественной экспрессии, душевности и особого чувства природы и культуры архаической Венгрии. На фото Workshops Миклоша Шимона, 2017 г.
Миклош Шимон
Владимир Никитин, Миклош Шимон
Workshops Миклоша Шимона, 2017
Школа живописи Миклоша Шимона – это пространство художественной экспрессии, душевности и особого чувства природы и культуры архаической Венгрии. На фото Workshops Миклоша Шимона, 2017 г.
Задача про­екта неве­роя­тно мно­го­слой­ная, как и сам про­цесс само­сове­рше­нство­ва­ния, потому что будь то нарра­тивный мате­риал в виде венге­рской ска­зко­тера­пии или худо­же­ствен­ный мате­риал по рису­нку – это база, к кото­рой доба­вля­ются знаки и символы двух культур: венге­рской и русской. Сту­денты и пре­пода­ва­тели ста­новя­тся уча­стни­ками дву­хсто­рон­него инте­грального действа, когда каждый открыт для слу­ша­ния, виде­ния и обще­ния. Межкульту­рные отно­ше­ния апри­ори, как отме­ча­лось, подра­зуме­вают суще­ство­ва­ние гра­ниц, кото­рые нужно пере­йти. Что может быть есте­ствен­нее, тре­пе­тнее, острее, толка­ющее за грани при­вы­чного, чем тво­рче­ский акт, выво­дя­щий чело­века на новый виток созна­ния?

Посе­ще­ние арт-гале­реи и workshops само­бы­тного венгер­ского живо­писца Миклоша Шимона, кла­ссы по арт-перфо­рма­нсу совре­мен­ного венге­рского худож­ника Габора Рошко, семи­нары по венгер­ской ска­зке про­фес­сора Эдит Балог, семи­нары по ана­лизу рису­нка про­фес­сора Вла­ди­мира Ники­тина и пре­пода­ва­теля Артема Лоба­нова при­обре­тают осо­бый коло­рит и зна­чимость в кон­тексте сов­мест­ного арт-тера­пев­ти­че­ского тво­рче­ства и меж­культу­рных отно­ше­ний.

Плоды сов­мест­ного труда зафик­си­ро­ваны в вышедшей моно­гра­фии «Образ и созна­ние в арт-тера­пии», кото­рая выдер­жала уже два изда­ния: первое было подго­тов­лено в Софии Болгар­ской нацио­нальной худо­же­ствен­ной ака­де­мией в 2017 и вто­рое – в Москве в изда­тельстве Когито-Центр в 2018. В книге отра­жен реальный меж­куль­ту­рный опыт, кото­рый имел огром­ное зна­че­ние для сту­ден­тов и пре­пода­вате­лей Сегед­ского уни­вер­си­тета и Москов­ского соци­ально-педа­го­ги­че­ского инсти­тута в пони­ма­нии своей про­фес­сио­нальной при­над­ле­жно­сти, в отта­чива­нии про­фес­сио­нального мастер­ства как буду­щих пси­холо­гов и педа­го­гов, а также в расши­ре­нии воспри­ятия, в виде­нии мира в объеме с извест­ными и неиз­вест­ными «пят­нами», с пря­мой, обра­тной и воз­душной пер­спек­ти­вой, даю­щей чело­веку обрат­ную связь с миром и надежду на то, что люди все таки «летают», если есть на кого опе­реться и при­под­нять голову к небу.
Задача про­екта неве­роя­тно мно­го­слой­ная, как и сам про­цесс само­сове­рше­нство­ва­ния, потому что будь то нарра­тивный мате­риал в виде венге­рской ска­зко­тера­пии или худо­же­ствен­ный мате­риал по рису­нку – это база, к кото­рой доба­вля­ются знаки и символы двух культур: венге­рской и русской. Сту­денты и пре­пода­ва­тели ста­новя­тся уча­стни­ками дву­хсто­рон­него инте­грального действа, когда каждый открыт для слу­ша­ния, виде­ния и обще­ния. Межкульту­рные отно­ше­ния апри­ори, как отме­ча­лось, подра­зуме­вают суще­ство­ва­ние гра­ниц, кото­рые нужно пере­йти. Что может быть есте­ствен­нее, тре­пе­тнее, острее, толка­ющее за грани при­вы­чного, чем тво­рче­ский акт, выво­дя­щий чело­века на новый виток созна­ния?

Посе­ще­ние арт-гале­реи и workshops само­бы­тного венгер­ского живо­писца Миклоша Шимона, кла­ссы по арт-перфо­рма­нсу совре­мен­ного венге­рского худож­ника Габора Рошко, семи­нары по венгер­ской ска­зке про­фес­сора Эдит Балог, семи­нары по ана­лизу рису­нка про­фес­сора Вла­ди­мира Ники­тина и пре­пода­ва­теля Артема Лоба­нова при­обре­тают осо­бый коло­рит и зна­чимость в кон­тексте сов­мест­ного арт-тера­пев­ти­че­ского тво­рче­ства и меж­культу­рных отношений.

Плоды сов­мест­ного труда зафик­си­ро­ваны в вышедшей моно­гра­фии «Образ и созна­ние в арт-тера­пии», кото­рая выдер­жала уже два изда­ния: первое было подго­тов­лено в Софии Болгар­ской нацио­нальной худо­же­ствен­ной ака­де­мией в 2017 и вто­рое – в Москве в изда­тельстве Когито-Центр в 2018. В книге отра­жен реальный меж­куль­ту­рный опыт, кото­рый имел огром­ное зна­че­ние для сту­ден­тов и пре­пода­вате­лей Сегед­ского уни­вер­си­тета и Москов­ского соци­ально-педа­го­ги­че­ского инсти­тута в пони­ма­нии своей про­фес­сио­нальной при­над­ле­жно­сти, в отта­чива­нии про­фес­сио­нального мастер­ства как буду­щих пси­холо­гов и педа­го­гов, а также в расши­ре­нии воспри­ятия, в виде­нии мира в объеме с извест­ными и неиз­вест­ными «пят­нами», с пря­мой, обра­тной и воз­душной пер­спек­ти­вой, даю­щей чело­веку обрат­ную связь с миром и надежду на то, что люди все таки «летают», если есть на кого опе­реться и при­под­нять голову к небу.

Версия для печати:

Републикация части материала, не превышающей по объему 25% исходной статьи, допускается с обязательным указанием автора и гиперссылкой на адрес полнотекстового материала на сайте art-in-psychology.com
Републикация части материала, не превы­шающей по объему 25% исходной статьи, допускается с обязательным указанием автора и гиперссылкой на адрес полнотекстового материала на сайте art-in-psychology.com
Наверх