Наиболее важным, отличительным признаком подросткового периода является становление нового интегративного психологического образования – самосознания. А. Н. Леонтьев подчеркивал, что проблема самосознания личности не сводится к знанию человека о самом себе, самосознание – это осознание себя в системе общественных отношений. Самосознание – это процесс, с помощью которого человек познает себя и относится к самому себе. В ходе данного процесса появляется продукт – представление о себе – складывающийся в «Я-образ» или «Я-концепцию».
Первые шаги в исследовании феномена «Я» и феномена «самость» связаны с именем У. Джемса. Периодом возникновения сознательного «Я», как бы постепенно ни формировались отдельные его компоненты, издавна считается подростковый и юношеский возраст, отмечает И. С. Кон. Представления о себе могут относиться к разным сферам проявления человека. Исследователи К. Роджерс и М. Розенберг выделили различные формы представлений о себе по какому-либо существенному признаку. Формы, дифференцированные по сфере проявлений человека: «социальное Я», «духовное Я», «физическое Я», «интимное Я», «публичное Я», «моральное Я», «семейное Я» и так далее. Формы, дифференцированные как реальность и идеал: «реальное Я», «идеальное Я». Формы, дифференцированные на временном континууме: «Я в прошлом», «Я в настоящем». Количество таких «Я-образов» и их содержание определяются, как правило, на основе теоретических соображений.
Благодаря рефлексии на себя и других подросток продвигается в направлении самопознания. Он стремится понять себя самого. «Кто Я?» – это основной вопрос возраста. Самосознание подростка уже включает в себя все компоненты самосознания взрослой личности [3].
В структуру самосознания входят: самопознание, самооценка, самоконтроль, образ «Я». Становление образа «Я» как системы представлений о самом себе тесно взаимодействует с эмоционально-чувственной сферой личности подростка, где проявление индивидуальных особенностей и притязание на признание внутреннего мира часто выражаются через внешние признаки.
Обобщенный образ «Я» формируется в результате интеграции многочисленных образов самого себя. В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция».
В определении «Я-концепция» К. Роджерс (1951) утверждает, что «Я-концепция» складывается из представлений о собственных характеристиках и способностях индивида, представлений о возможностях его взаимодействия с другими людьми и с окружающим миром, ценностных представлений, связанных с объектами и действиями, и представлений о целях или идеях, которые могут иметь позитивную или негативную направленность. Таким образом, это сложная структурированная картина, существующая в сознании индивида как самостоятельная фигура или фон, включающая как собственно Я, так и отношения, в которые оно может вступать, а также позитивные и негативные ценности, связанные с воспринимаемыми качествами и отношениями Я – в прошлом, настоящем и будущем.
Наиболее важным, отличительным признаком подросткового периода является становление нового интегративного психологического образования – самосознания. А. Н. Леонтьев подчеркивал, что проблема самосознания личности не сводится к знанию человека о самом себе, самосознание – это осознание себя в системе общественных отношений. Самосознание – это процесс, с помощью которого человек познает себя и относится к самому себе. В ходе данного процесса появляется продукт – представление о себе – складывающийся в «Я-образ» или «Я-концепцию».
Первые шаги в исследовании феномена «Я» и феномена «самость» связаны с именем У. Джемса. Периодом возникновения сознательного «Я», как бы постепенно ни формировались отдельные его компоненты, издавна считается подростковый и юношеский возраст, отмечает И. С. Кон. Представления о себе могут относиться к разным сферам проявления человека. Исследователи К. Роджерс и М. Розенберг выделили различные формы представлений о себе по какому-либо существенному признаку. Формы, дифференцированные по сфере проявлений человека: «социальное Я», «духовное Я», «физическое Я», «интимное Я», «публичное Я», «моральное Я», «семейное Я» и так далее. Формы, дифференцированные как реальность и идеал: «реальное Я», «идеальное Я». Формы, дифференцированные на временном континууме: «Я в прошлом», «Я в настоящем». Количество таких «Я-образов» и их содержание определяются, как правило, на основе теоретических соображений.
Благодаря рефлексии на себя и других подросток продвигается в направлении самопознания. Он стремится понять себя самого. «Кто Я?» – это основной вопрос возраста. Самосознание подростка уже включает в себя все компоненты самосознания взрослой личности [3].
В структуру самосознания входят: самопознание, самооценка, самоконтроль, образ «Я». Становление образа «Я» как системы представлений о самом себе тесно взаимодействует с эмоционально-чувственной сферой личности подростка, где проявление индивидуальных особенностей и притязание на признание внутреннего мира часто выражаются через внешние признаки. Обобщенный образ «Я» формируется в результате интеграции многочисленных образов самого себя. В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция».
В определении «Я-концепция» К. Роджерс (1951) утверждает, что «Я-концепция» складывается из представлений о собственных характеристиках и способностях индивида, представлений о возможностях его взаимодействия с другими людьми и с окружающим миром, ценностных представлений, связанных с объектами и действиями, и представлений о целях или идеях, которые могут иметь позитивную или негативную направленность. Таким образом, это сложная структурированная картина, существующая в сознании индивида как самостоятельная фигура или фон, включающая как собственно Я, так и отношения, в которые оно может вступать, а также позитивные и негативные ценности, связанные с воспринимаемыми качествами и отношениями Я – в прошлом, настоящем и будущем.