КОМПОЗИЦИОННОГО АНАЛИЗА

Принципы применения
11.10.2019

КОМПОЗИЦИОННОГО АНАЛИЗА

Принципы применения
10.10.2019

В после­днее деся­тилетие техни­ческий про­гресс позволил зна­чите­льно упрос­тить про­цедуру при­менения техник фото­терапии в пси­холо­гиче­ской прак­тике, в связи с чем они наби­рают популяр­ность. Стали более востре­бованы мето­диче­ские разра­ботки про­ве­дения диа­гно­сти­ческих про­цедур и веде­ния тера­певти­ческой дея­тель­ности пси­холога. Поэ­тому на сегод­няш­ний день явля­ется акту­альной задача разра­ботки тео­ретико-мето­доло­гиче­ского обо­сно­вания прак­ти­че­ского при­ме­не­ния техник фото­терапии, что обус­ло­вило необ­хо­димость описа­ния прин­ципов ком­по­зи­ци­он­ного ана­лиза и иссле­дования эффек­тов его применения.

Костина Юлия, психолог, фототерапия, дизайн
Обла­дая инди­виду­альными осо­бенно­стями воспри­ятия, чувственно-эмо­цио­наль­ными реа­кци­ями и когни­тивными стра­теги­ями, каждый чело­век форми­рует уни­кальные спо­собы зафик­си­ровать и опи­сать собст­вен­ный опыт вза­имо­действия с окру­жаю­щим миром. Одним из таких спо­собов явля­ется фото­гра­фия, кото­рая давно при­меня­ется в пси­холо­гиче­ской пра­ктике спе­циа­листами разли­чных тео­рети­ческих направ­ле­ний. С начала 1970-х годов зару­бежные спе­циа­листы (Дж. Вайзер, Д. Краусс, Д. Вокер и др.) начали систе­мати­зиро­вать нако­пленный опыт, таким обра­зом поя­вились техники при­мене­ния фото­гра­фии в пси­хоте­рапев­ти­ческой работе, кото­рые впо­след­ствии обрели назва­ние – техники фото­тера­пии.

Про­веденный ана­лиз оте­чественной и зару­бежной лите­ратуры позво­ляет сфо­рму­лиро­вать сле­дую­щее опре­деле­ние: фото­тера­пия как метод пси­хоте­рапе­вти­ческого воз­дей­ствия с испо­льзо­ванием фото­гра­фии – это сово­купность мето­дик и техник, направ­ленных на изу­чение и коррек­цию пси­холо­гиче­ских осо­бен­но­стей и эмо­цио­нальных состо­яний чело­века.

Раци­она­льно-обра­зная фото­тера­пия (РОФ) как одно из направ­ле­ний фото­тера­пии рассма­три­вает образ как стру­кту­рное обра­зова­ние эле­ментов, отра­жаю­щих харак­тер аппер­цеп­ции лично­сти, позво­ляет с помо­щью фото­гра­фии про­я­вить зна­чи­мый образ для после­дую­щего раци­она­льного ана­лиза эмо­цио­нальных реак­ций и когни­тивно-пове­ден­че­ских стра­тегий чело­века.

Осно­вной зада­чей пси­хоте­рапев­ти­ческой работы в рамках РОФ явля­ется иссле­дова­ние осо­бенно­стей пси­хики чело­века через про­еци­руе­мые фото­гра­фиче­ские образы. Целью РОФ можно назвать выя­вле­ние и корре­кцию сте­рео­типов восприя­тия образа, где образ – это про­екция акту­альных смы­слов, отно­шений и зна­чимых аспе­ктов жизни лично­сти. Помимо этого, РОФ разви­вает спо­собность к рефлек­сии, уме­ние выде­лять зна­чимые каче­ства образа, стре­мле­ние к все­сто­роннему изу­чению темы акту­альной задачи, а также помо­гает выя­вить наи­более важные аспекты вза­имо­действия чело­века с окру­жаю­щим миром.

Тера­певти­ческий про­цесс в рамках РОФ состоит из сле­дую­щих эта­пов: про­екция образа, ана­лиз образа и созда­ние нового образа. При­менять в своей пра­ктике РОФ могут любые спе­циа­листы (пси­хологи, психо­те­ра­певты, пси­хиатры и т. д.) в рамках тех тео­рети­ческих подхо­дов, в кото­рых они рабо­тают, испо­льзуя при­вычные приемы на этапе ана­лиза про­явленных обра­зов.

С пози­ции стру­кту­рно-антро­поло­гиче­ского подхода В.Н. Ники­тина, в рамках диаг­но­сти­ческой или корре­кци­онной работы ана­лиз компо­зици­онного постро­ения позво­ляет иссле­довать хара­ктер вос­при­ятия проб­лемной ситу­ации, осо­бен­ности выра­жения зна­чимых идей, осо­зна­вае­мые и бессо­зна­тельные аспе­кты отно­шения к про­яв­лен­ному образу, внут­рен­ние мотивы, лично­стные осо­бен­ности чело­века. Центра­льным объе­ктом иссле­дова­ния высту­пает струк­тура фото­гра­фиче­ского образа. Завер­шен­ный образ пере­дает тво­рче­ский замы­сел и чувственно-эмо­цио­нальное отно­шение чело­века к пред­мету изображения [6].
Костина Юлия, психолог, фототерапия, дизайн
Принципы применения композиционного анализа в РОФ

Определим композиционный анализ как основанную на принципе целостности технику исследования структуры фотографического образа, применяемую для интерпретации символов, осознанно или бессознательно проявленных в эле­ментах композиции.

Критерии целостности композиции, сформулированные В.Н. Никитиным и А.И. Ло­бановым, позволяют провести композиционный анализ в РОФ и исследовать ка­чества человека, создавшего фотокомпозицию [5, с. 35]. Однако следует учесть, что результат такого исследования включает в себя не только комплексную оценку особенностей композиционного построения, но и их интерпретации, которые дает сам клиент. Описанные ниже признаки, проявленные в композиции, могут слу­жить основанием для гипотез, которые необходимо проверить в дальнейшей работе.

1. Критерий «фигура на фоне». В композиции главный объект доминирует, определяет идею композиции и точно передает ее образ, выделен на фоне и является структурообразующим элементом композиции. Фон поддерживает и помогает раскрывать основную идею, передает образ окружающего мира и характер взаимоотношения с ним, не конкурирует с главным объектом. Сбалансированное соотношение главного объекта и фона фотокомпозиции может указывать на то, что человек умеет выделять актуальные задачи и формировать представление о результате действия, обладает целеустремленностью и способностью целостного восприятия образа неразрывно с окружающим его миром (рис. 1).
Принципы применения композиционного анализа в РОФ

Определим композиционный анализ как основанную на принципе целостности тех­нику исследования структуры фотогра­фиче­ского образа, применяемую для интерпре­та­ции символов, осознанно или бессозна­тельно проявленных в эле­ментах компо­зиции.

Критерии целостности композиции, сфор­мулированные В.Н. Никитиным и А.И. Ло­бановым, позволяют провести компози­ционный анализ в РОФ и исследовать ка­чества человека, создавшего фотоком­по­зицию [5, с. 35]. Однако следует учесть, что результат такого исследования включает в себя не только комплексную оценку осо­бен­ностей композиционного построения, но и их интерпретации, которые дает сам клиент. Описанные ниже признаки, прояв­ленные в композиции, могут слу­жить осно­ванием для гипотез, которые необходимо проверить в дальнейшей работе.

1. Критерий «фигура на фоне». В композиции главный объект доминирует, определяет идею композиции и точно пере­дает ее образ, выделен на фоне и является структурообразующим элементом компо­зиции. Фон поддерживает и помогает рас­кры­вать основную идею, передает образ окружающего мира и характер взаимо­отно­шения с ним, не конкурирует с главным объектом. Сбалансированное соотношение главного объекта и фона фотокомпозиции может указывать на то, что человек умеет выделять актуальные задачи и форми­ро­вать представление о результате действия, обладает целеустремленностью и способ­но­стью целостного восприятия образа не­раз­рывно с окружающим его миром (рис. 1).
Композиция «Волшебный ключик»
Композиция «Волшебный ключик»
Костина Юлия, психолог, фототерапия, дизайн
Рис. 1. Критерий «фигура на фоне». Композиция «Творческая активность» пример сбалансированного соотношения главного объекта и фона.
Костина Юлия, психолог, фототерапия, дизайн
Рис. 2. Критерий «предмет­ность». Пример осознан­ного предметного построения: «Ствол дерева как единство необходимых качеств: синий цвет – стабильность, серый – трудолюбие, белый – твор­чество. Крона – это идея. Плоды – ценный результат».
Костина Юлия, психолог, фототерапия, дизайн
Рис. 1. Критерий «фигура на фоне». Композиция «Творческая активность» пример сбалансированного соотношения главного объекта и фона.
Рис. 1. Критерий «фигура на фоне». Компо­зи­ция «Творческая активность» пример сбалан­си­ро­ванного соотно­ше­ния главного объекта
и фона.
2. Критерий «предметность». При выборе объектов композиции уделено вни­ма­ние деталям. Оригинальность выбора свойств объектов фотокомпозиции соответ­ствует качествам образов и помогает раскрывать главную идею, подчер­кивая, а не отвлекая от нее. Высокая оценка по данному критерию может свидетельство­вать о том, что человек внимателен к деталям, обладает умением определять необ­ходимые качества объектов и использовать их для достижения целей, прояв­ляет заинтересованное отношение к окружающему миру и себе, способен глубоко проникать в суть дела, находить различные возможности достижения цели, прогно­зируя результат в зависимости от окружающих условий (рис. 2).
2. Критерий «предметность». При выборе объектов композиции уделено вни­ма­ние деталям. Оригинальность выбора свойств объектов фотокомпозиции соответ­ствует качествам образов и помогает раскрывать главную идею, подчер­кивая, а не отвлекая от нее. Высокая оценка по данному крите­рию может свидетельство­вать о том, что человек внимателен к деталям, обладает умением определять необ­ходимые каче­ства объектов и использовать их для дости­жения целей, прояв­ляет заинтересованное отношение к окружающему миру и себе, способен глубоко проникать в суть дела, находить различные возможности достиже­ния цели, прогно­зируя результат в зависи­мости от окружающих условий (рис. 2).
Костина Юлия, психолог, фототерапия, дизайн
Рис. 2. Критерий «предмет­ность». Пример осознан­ного предметного построения: «Ствол дерева как единство необходимых качеств: синий цвет – стабильность, серый – трудолюбие, белый – твор­чество. Крона – это идея. Плоды – ценный результат».
Рис. 2. Критерий «предмет­ность». Пример осознан­ного предметного построения: «Ствол дерева как единство необходимых качеств: синий цвет – стабильность, серый – трудо­любие, белый – твор­чество. Крона – это идея. Плоды – ценный результат».
3. Критерий «обусловленность». В композиции адекватно воспроизведены качества образов, а внеш­ние условия и характеристики фона помогают раскры­вать символику созданного образа, а также эмоционально-чувственное отноше­ние к нему человека. Возможно присутствует активное, поддерживающее главную идею взаимодействие фигуры с фоном. В фотокомпозиции отсутствуют объекты или факторы, отвлекающие от основной идеи, а выбор внешних условий хорошо продуман. Данные признаки позволяют предположить, что человек придержива­ется твердых принципов, ценностных ориентиров, взглядов на вещи и события, уверен в своих силах, способен принимать решения, делать осознанный выбор, преодолевая внутренние колебания, находя выход из затруднительных ситуаций, поддерживает активный контакт с окружающим миром, умеет налаживать взаимо­обогащающее и конструктивное общение с другими людьми (рис. 3).
3. Критерий «обусловленность». В ком­по­зиции адекватно воспроизведены качества образов, а внеш­ние условия и характе­рис­тики фона помогают раскры­вать символику созданного образа, а также эмоционально-чувственное отноше­ние к нему человека. Возможно присутствует активное, поддер­жи­вающее главную идею взаимодействие фигуры с фоном. В фотокомпозиции отсут­ствуют объекты или факторы, отвлекающие от основной идеи, а выбор внешних усло­вий хорошо продуман. Данные признаки позволяют предположить, что человек придержива­ется твердых принципов, цен­ностных ориентиров, взглядов на вещи и события, уверен в своих силах, способен принимать решения, делать осознанный выбор, преодолевая внутренние колебания, находя выход из затруднительных ситу­а­ций, поддерживает активный контакт с окружающим миром, умеет налаживать взаимо­обогащающее и конструктивное общение с другими людьми (рис. 3).
Рис. 3. Критерий «обусловленность». Композиция «Мой путь»: ракурс, фокус фотографии и располо­жение объек­тов передают динамику и направление движения от сос­тояния «я в настоящем» к моменту, когда цель почти до­стигнута, подчеркивая сосредо­точенность на достиже­нии желаемого. Путь выло­жен разноцветными элемен­тами, символизирую­щими конкретные шаги, краски и кисти иллюстри­руют творчество в процессе достижения цели.
Костина Юлия, психолог, фототерапия, дизайн
Рис. 4. Критерий «соотнесенность».
Объекты, олицетворяющие сферы жизни клиента, выстроены согласно иерархии их важности; целостная структура фотокомпозиции, отражает влияние сфер друг на друга; присут­ст­вует объединяющая сюжетная линия и общая динамика.
Костина Юлия, психолог, фототерапия, дизайн
Костина Юлия, психолог, фототерапия, дизайн
Рис. 3. Критерий «обусловленность». Композиция «Мой путь»: ракурс, фокус фотографии и располо­жение объектов передают динамику и направление движения от состояния «я в настоящем» к моменту, когда цель почти достигнута, подчеркивая сосредо­точенность на достижении желаемого. Путь выло­жен разноцветными элементами, символизирую­щими конкретные шаги, краски и кисти иллюстри­руют творчество в процессе достижения цели.
Рис. 3. Критерий «обусловленность». Компо­зиция «Мой путь»: ракурс, фокус фотографии
и располо­жение объектов передают динамику и направление движения от состояния «я в на­сто­ящем» к моменту, когда цель почти достиг­нута, подчеркивая сосредо­точенность на до­сти­жении желаемого. Путь выло­жен разно­цветными элементами, символизирую­щими конкретные шаги, краски и кисти иллюстри­руют творчество в процессе достижения цели.
4. Критерий «соотнесенность». Стратегия композиционного построения передает основную идею и сюжетную линию, возникающую вследствие взаимодействия объектов фотокомпозиции. Перспектива, оригинальное пространственное реше­ние расположения объектов соответствуют иерархии значимости соответству­ю­щих образов и смысловой взаимосвязи, а гармония цвета, стиля, композиционной динамики и т. п. поддерживает общую структуру композиции. Данный критерий позволяет оценить умение планировать свои действия – определять главные и вто­ростепенные объекты, собирать их в единую структуру, соблюдая иерархию и осознавая характер их взаимодействия, что в свою очередь предполагает уме­ние выполнять действия в строгом порядке, логически обоснованно, контролируя полученный результат. Нестандартность сюжета может свидетельствовать о спо­соб­ности принимать оригинальные решения (рис. 4).
4. Критерий «соотнесенность». Стратегия композиционного построения передает основную идею и сюжетную линию, возни­кающую вследствие взаимодействия объек­тов фотокомпозиции. Перспектива, ориги­нальное пространственное реше­ние распо­ложения объектов соответствуют иерархии значимости соответству­ю­щих образов и смы­­с­ловой взаимосвязи, а гармония цве­та, стиля, композиционной динамики и т. п. поддерживает общую структуру компо­зи­ции. Данный критерий позволяет оценить умение планировать свои действия – опре­делять главные и вто­ростепенные объекты, собирать их в единую структуру, соблюдая иерархию и осознавая характер их взаимо­действия, что в свою очередь предполагает уме­ние выполнять действия в строгом по­рядке, логически обоснованно, контро­ли­руя полученный результат. Нестандарт­ность сюжета может свидетельствовать о спо­соб­ности принимать оригинальные решения (рис. 4).
Костина Юлия, психолог, фототерапия, дизайн
Рис. 4. Критерий «соотнесенность».
Объекты, олицетворяющие сферы жизни клиента, выстроены согласно иерархии их важности; целостная структура фотокомпозиции, отражает влияние сфер друг на друга; присут­ст­вует объединяющая сюжетная линия
и общая динамика.
Рис. 4. Критерий «соотнесенность».
Объекты, олицетворяющие сферы жизни клиента, выстроены согласно иерархии их важности; целостная структура фотоком­пози­ции, отражает влияние сфер друг на друга; присут­ст­вует объединяющая сюжетная линия
и общая динамика.
5. Критерий «выразительность». Основная идея фотокомпозиции креативна и вписывается в рамки эстетических норм. Передавая идею, композиция создает впечатление целостности, эстетической зрелости и чувственности в восприятии образа. Проявленные образы имеют побуждающий характер и вызывают эмоцио­нальный отклик, согласованный с основной идеей. Соответствие фотокомпозиции данному критерию предполагает, что в человеке гармонично сочетаются рацио­наль­ные и интуитивные компоненты деятельности, а также когнитивная и чувст­венно-эмоциональная сферы жизни (рис. 5 и 6).
5. Критерий «выразительность». Основная идея фотокомпозиции креативна и вписы­вается в рамки эстетических норм. Пере­давая идею, композиция создает впечат­ление целостности, эстетической зрелости и чувственности в восприятии образа. Проявленные образы имеют побуждающий характер и вызывают эмоцио­нальный отклик, согласованный с основной идеей. Соответствие фотокомпозиции данному критерию предполагает, что в человеке гармонично сочетаются рацио­наль­ные и интуитивные компоненты деятельности, а также когнитивная и чувст­венно-эмоциональная сферы жизни (рис. 5 и 6).
Критерий «выразительность».
Фотокомпозиция  передает смысловое содержание и чув­ст­венно-эмоциональное отно­ше­ние клиента к проеци­руе­мому образу.
Костина Юлия, психолог, фототерапия, дизайн
Рис. 5. «Рост»
Рис. 6. «Гармония»
Костина Юлия, психолог, фототерапия, дизайн
Костина Юлия, психолог, фототерапия, дизайн
Рис. 5. Критерий «выразительность».
Фотокомпозиция «Рост» передает смысловое содержание и чувственно-эмоциональное отношение клиента к проецируемому образу.
Рис. 5. Критерий «выразительность».
Фотокомпозиция «Рост» передает смысловое содержание и чувственно-эмоциональное отношение клиента к проецируемому образу.
Манцурова ЛюдмилаКостина Юлия, психолог, фототерапия, дизайн
Композиционный анализ в РОФ предполагает всестороннее изучение структуры композиции и ее элементов в своей совокупности, что помогает психологу выя­вить индивидуальное своеобразие клиента. В интерпретации значений символов, помимо критериев целостности композиции, могут быть использованы признаки из психологических рисуночных методик. Условно можно выделить формальные аспекты изображения (как нарисовано) и содержательные (что нарисовано) [7, с. 45]. Следует учесть, что особенностью создания фотокомпозиции, в отличие от рисунка, является активное проявление импульсивной составляющей процесса, что дает больше информации о сиюминутном внутреннем состоянии автора, а также бессознательных аспектах его отношения к проецируемому образу. Кроме того, необходимо учитывать фактор обусловленности, например, в данных усло­виях было удобнее выбрать такой ракурс, что возникли искажения в пропорциях объектов или композиция «потеряла» объем. Анализ фотографии проводится ана­логично разбору изображения в рисуночных методиках с учетом обозначен­ных особенностей. Проведем обзор некоторых формальных признаков рисуночных тестов, применимых к фотографии [4, 7].

1. «Объемная или плоская композиция». Плоская композиция может служить признаком отсутствия свободы в самовыражении, сдерживания эмоций в связи с острыми переживаниями. Также, возможно, имеются тенденция к оппозиции, отсутствие воображения или заторможенность мышления.

2. «Перспектива». Если при прямой перспективе выбран вид сверху или объект сфотографирован издалека, то это может быть проявлением чувства изолиро­ван­ности, желанием отгородиться от окружения, отвергнуть, не признавать данный образ. Обратная перспектива может говорить о преувеличенной значимости об­раза или об интровертивной направленности характера автора. Вид снизу может свидетельствовать о чувстве, что сам субъект отвергнут, отстранен, не приз­нан или испытывает потребность в изображенном образе, но считает его недос­туп­ным, недостижимым.

3. «Пропорции». Большой размер главного объекта (занимает более 2 / 3 общей площади и / или выходит за пределы кадра) может говорить о высокой чувстви­тельности к воздействию окружающей среды и, как следствие, о состоянии тре­воги, агрессии или враждебности; о гиперактивности, расторможенности; о субъек­тивной значимости образа, вероятном источнике проблем или способах их решения, особенно если один из объектов отличается по размеру от других; о неудовлетворенности существующей ситуацией; о проявлении компенсаторных механизмов (гиперкомпенсации).
Небольшой размер главного объекта (менее 1 / 3 по высоте) может свидетельство­вать о заниженной самооценке; о сниженном настроении; об ощущении своей малой ценности, незначительности.
Рассматривая соотношение элементов изображения, можно говорить о диспро­пор­циональности элемента по отношению к другим объектам. Искажения пропор­ций при воспроизведении могут быть признаками психических нарушений; интел­лектуальной недостаточности (кроме детей до 7-ми лет); субъективной значи­мости элемента. Нарушение пропорций – это один из способов акцента на эле­менте изображения, поэтому необходимо прояснить значение данного признака из контекста фотографии или в ходе беседы.

4. «Расположение в кадре». Самое распространенное расположение композиции или главного объекта – в центре кадра. Его принято считать наиболее соответ­ст­вующим адекватному восприятию мира и себя, если нет признаков, противо­речащих такому прочтению, например, крайне маленький или очень большой размер, качество изображения и др.
Смещение главного объекта от центра по горизонтали в левую сторону может свидетельствовать о том, что человеку свойственны интроверсия, преобладание эмоций, импульсивность.
Смещение главного объекта от центра по горизонтали в правую сторону может проявлять тенденции тесной связи с другими людьми, экстраверсии, поиска удовлетворения в интеллектуальной сфере, контролируемого поведения, авторитаризма.
Если композиция не поместилась в кадре, то можно предположить, что имеют место нарушение планирующей функции, пространственного анализа, низкий самоконтроль, импульсивность, чувство ограничения или давления со стороны окружения, ощущение невозможности реализовать себя.

5. «Цвет». Цвет является отражением как ситуативно-обусловленного состояния, так и глубоких, бессознательных, сформированных в процессе онто- и филогенеза реакций на образ. Исследования, направленные на выявление диагностических возможностей интерпретации цветовых предпочтений, давно привлекают вни­мание психологов. Для анализа фотокомпозиции можно воспользоваться интер­претациями цветовых выборов, представленными в работах многих авторов (А.И. Копытин, М. Люшер, Л.Н. Собчик). Необходимо при этом помнить, что у каж­дого цвета могут проявляться позитивные и негативные значения, поэтому психо­логу крайне важно при анализе опираться на контекст фотокомпозиции или уточнить у клиента его отношение к тому или иному цвету.

Подводя итог, обратим внимание на то, что завершенный фотографический образ представляет собой композицию, имеющую целостную структуру, которая выстра­ивается в соответствии с иерархией значимости, характером взаимо­связи и смыс­ло­вым содержанием объектов, выражает чувственно-эмоциональное отношение человека к проявленным образам и передает главную идею композиции.
Композиционный анализ в РОФ предпо­ла­гает всестороннее изучение структуры ком­позиции и ее элементов в своей совокуп­ности, что помогает психологу выя­вить индивидуальное своеобразие клиента. В интерпретации значений символов, помимо критериев целостности компо­зи­ции, могут быть использованы признаки из психологических рисуночных методик. Условно можно выделить формальные ас­пекты изображения (как нарисовано) и со­дер­жательные (что нарисовано) [7, с. 45]. Следует учесть, что особенностью создания фотокомпозиции, в отличие от рисунка, яв­ляется активное проявление импульсивной составляющей процесса, что дает больше информации о сиюминутном внутреннем состоянии автора, а также бессознательных аспектах его отношения к проецируемому образу. Кроме того, необходимо учитывать фактор обусловленности, например, в дан­ных усло­виях было удобнее выбрать такой ракурс, что возникли искажения в пропор­циях объектов или композиция «потеряла» объем. Анализ фотографии проводится ана­логично разбору изображения в рисуноч­ных методиках с учетом обозначен­ных особенностей. Проведем обзор некоторых формальных признаков рисуночных тестов, применимых к фотографии [4, 7].

1. «Объемная или плоская композиция». Плоская композиция может служить приз­наком отсутствия свободы в самовыра­же­нии, сдерживания эмоций в связи с ост­рыми переживаниями. Также, возможно, имеются тенденция к оппозиции, отсут­ствие воображения или заторможенность мышления.

2. «Перспектива». Если при прямой пер­спективе выбран вид сверху или объект сфотографирован издалека, то это может быть проявлением чувства изолиро­ван­ности, желанием отгородиться от окру­же­ния, отвергнуть, не признавать данный образ. Обратная перспектива может гово­рить о преувеличенной значимости об­раза или об интровертивной направленности характера автора. Вид снизу может свиде­тельствовать о чувстве, что сам субъект отвергнут, отстранен, не приз­нан или испытывает потребность в изображенном образе, но считает его недос­туп­ным, недостижимым.

3. «Пропорции». Большой размер главного объекта (занимает более 2 / 3 общей пло­щади и / или выходит за пределы кадра) может говорить о высокой чувстви­тель­ности к воздействию окружающей среды и, как следствие, о состоянии тре­воги, агрессии или враждебности; о гиперактив­ности, расторможенности; о субъек­тивной значимости образа, вероятном источнике проблем или способах их решения, осо­бенно если один из объектов отличается по размеру от других; о неудовлетво­рен­ности существующей ситуацией; о прояв­лении компенсаторных механизмов (гиперкомпенсации).
Небольшой размер главного объекта (ме­нее 1/3 по высоте) может свидетельство­вать о заниженной самооценке; о снижен­ном настроении; об ощущении своей малой ценности, незначительности.
Рассматривая соотношение элементов изображения, можно говорить о диспро­пор­циональности элемента по отношению к другим объектам. Искажения пропор­ций при воспроизведении могут быть призна­ками психических нарушений; интел­лек­туальной недостаточности (кроме детей до 7-ми лет); субъективной значи­мости элемента. Нарушение пропорций – это один из способов акцента на эле­менте изображения, поэтому необходимо прояс­нить значение данного признака из кон­текста фотографии или в ходе беседы.

4. «Расположение в кадре». Самое рас­пространенное расположение композиции или главного объекта – в центре кадра. Его принято считать наиболее соответ­ст­вую­щим адекватному восприятию мира и себя, если нет признаков, противо­речащих такому прочтению, например, крайне маленький или очень большой размер, качество изображения и др.
Смещение главного объекта от центра по горизонтали в левую сторону может свидетельствовать о том, что человеку свойственны интроверсия, преобладание эмоций, импульсивность.
Смещение главного объекта от центра по горизонтали в правую сторону может проявлять тенденции тесной связи с дру­ги­ми людьми, экстраверсии, поиска удов­лет­ворения в интеллектуальной сфере, конт­ролируемого поведения, авторитаризма.
Если композиция не поместилась в кадре, то можно предположить, что имеют место нарушение планирующей функции, про­странственного анализа, низкий само­конт­роль, импульсивность, чувство ограни­че­ния или давления со стороны окружения, ощущение невозможности реализовать себя.

5. «Цвет». Цвет является отражением как ситуативно-обусловленного состояния, так и глубоких, бессознательных, сформиро­ван­ных в процессе онто- и филогенеза реакций на образ. Исследования, направленные на выявление диагностических возможно­с­тей интерпретации цветовых предпо­чте­ний, давно привлекают вни­мание психо­логов. Для анализа фотокомпозиции можно воспользоваться интер­претациями цвето­вых выборов, представленными в работах многих авторов (А.И. Копытин, М. Люшер, Л.Н. Собчик). Необходимо при этом пом­нить, что у каж­дого цвета могут прояв­ляться позитивные и негативные значения, поэтому психо­логу крайне важно при анализе опираться на контекст фотокомпо­зиции или уточнить у клиента его отно­шение к тому или иному цвету.

Подводя итог, обратим внимание на то, что завершенный фотографический образ пред­ставляет собой композицию, имеющую целостную структуру, которая выстра­ива­ется в соответствии с иерархией значи­мости, характером взаимо­связи и смыс­ло­вым содержанием объектов, выражает чувственно-эмоциональное отношение человека к проявленным образам и передает главную идею композиции.
Композиция «Путь домой»
Композиция «Путь домой»
Манцурова ЛюдмилаКостина Юлия, психолог, фототерапия, дизайн
Результаты исследования

В процессе позитивных личностных изменений важное значение имеют психо­терапевтические отношения. Поэтому перед психологом ставятся задачи по уста­новлению контакта с клиентом, формированию безопасного пространства, позво­ляющего через проявленные образы осознать и вербализовать свое отношение к проблемной ситуации. Выдвигая и проверяя диагностическую гипотезу, специ­алисту важно учитывать психологические особенности личности, помогать кли­енту исследовать проявленные образы, стимулируя комментировать возника­ю­щие ассоциации. В поисках оптимальных вариантов выхода из проб­лемной ситуации наиболее эффективной может оказаться групповая работа, поскольку другие участники обсуждения предоставляют различные варианты интерпретации образа, а их опыт помогает увидеть игнорируемые ранее внешние и внутренние ресурсы. Поддержка группы в процессе фототерапевтических занятий ослабляет психологические защиты, способствует развитию коммуникативных навыков, плодотворно влияет на развитие творческого потенциала человека.

Совместно с В.Н. Никитиным и С.В. Трушковой был разработан и проведен в четы­рех группах цикл из семи занятий «Иной ракурс». В проведенном исследовании эффектов приме­нения композиционного анализа приняли участие 33 женщины в возрасте 30–55 лет. Сочетание выбранных диагностических методик обеспечило много­мерность исследования эффектов использования композиционного анализа в РОФ и было обусловлено предположением о том, что его применение помогает перевести фокус внимания в область актуальных задач, позволяет осознать и про­анализировать эмоциональные реакции и когнитивно-поведенческие стратегии. Результаты статистического исследования эмпирических данных до и после цикла занятий показали, что эффект применения композиционного анализа проявлен в стремлении к среднему уровню личностной тревожности и самооценки, увели­чении показателей мотивационной структуры личности (внутренний мотив, мотив самоуважения и оценка собственного потенциала), улучшении показателей интеллектуальной и коммуникативной сфер, повышении уверенности в своих силах, увеличении самооценки качеств, необходимых для совершения волевого действия (инициативность, умение планировать, решительность, внимательность, уверенность) и развитии навыка композиционного построения.

В заключении можно добавить, что результаты исследования позволяют разра­бо­тать различные методики, направленные на диагностику и коррекцию психологи­ческих характеристик, эмоциональных состояний, системы отношений, процессов самопознания и самоактуализации и т. д., могут быть использованы для дальней­шего совершенствования и применения в индивидуальной консультативной практике и групповой арт-терапевтической работе в целях активизации волевых процессов. Разработанная программа цикла занятий может послужить основой про­граммы обучения специалистов в области психологического здоровья, плани­рующих применять композиционный анализ в РОФ.

Литература
  1. Бурно М. Е. Терапия с помощью фотографии // Практическое руководство по терапии творческим самовыражением / под ред. М. Е. Бурно. – М.: Академи­ческий проект, ОППЛ, 2002. – С. 577–581
  2. Вайзер Д. Техники ФотоТерапии: исследование секретов личных фотографий и семейных фотоальбомов / Джуди Вайзер; пер. с англ. – М.: Генезис, 2017
  3. Копытин А. Руководство по фототерапии /А. Копытин, Дж. Платтс. – М.: Когито-Центр, 2009
  4. Лебедева Л. Д. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии / Л. Д. Лебедева, Ю. В. Никонорова, Н. А. Тараканова. – СПб.: Речь, 2006
  5. Никитин В. Н. Арт-терапия: учебное пособие / В. Н. Никитин. – М.: Когито-Центр, 2014
  6. Никитин В. Н. Структурно-антропологический подход в арт-терапии: онтосинергетический метод / В. Н. Никитин // Клиническая и специальная психология. – 2014. – Том 3. № 2
  7. Семенова З. Ф. Психологические рисуночные тесты. Методика «Дом – Дерево – Человек» / З. Ф. Семенова, С. В. Семенова. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2009
Результаты исследования

В процессе позитивных личностных изме­нений важное значение имеют психо­тера­певтические отношения. Поэтому перед психологом ставятся задачи по уста­новле­нию контакта с клиентом, формированию безопасного пространства, позво­ляющего через проявленные образы осознать и вер­бализовать свое отношение к проблемной ситуации. Выдвигая и проверяя диагнос­ти­ческую гипотезу, специ­алисту важно учи­тывать психологические особенности лич­ности, помогать кли­енту исследовать про­явленные образы, стимулируя комменти­ровать возника­ю­щие ассоциации. В поис­ках оптимальных вариантов выхода из проб­­лемной ситуации наиболее эффек­тивной может оказаться групповая работа, поскольку другие участники обсуждения предоставляют различные варианты интер­претации образа, а их опыт помогает уви­деть игнорируемые ранее внешние и внут­ренние ресурсы. Поддержка группы в про­цессе фототерапевтических занятий ослаб­ляет психологические защиты, способствует развитию коммуникативных навыков, пло­дотворно влияет на развитие творческого потенциала человека.

Совместно с В.Н. Никитиным и С.В. Труш­ковой был разработан и проведен в четы­рех группах цикл из семи занятий «Иной ракурс». В проведенном исследовании эф­фектов приме­нения композиционного ана­лиза приняли участие 33 женщины в воз­расте 30–55 лет. Сочетание выбранных диагностических методик обеспечило много­мерность исследования эффектов использования композиционного анализа в РОФ и было обусловлено предположе­нием о том, что его применение помогает перевести фокус внимания в область акту­альных задач, позволяет осознать и про­анализировать эмоциональные реакции и когнитивно-поведенческие стратегии. Результаты статистического исследования эмпирических данных до и после цикла занятий показали, что эффект применения композиционного анализа проявлен в стремлении к среднему уровню личност­ной тревожности и самооценки, увели­че­нии показателей мотивационной структуры личности (внутренний мотив, мотив само­уважения и оценка собственного потен­ци­ала), улучшении показателей интеллек­ту­аль­ной и коммуникативной сфер, повы­шении уверенности в своих силах, увели­чении самооценки качеств, необходимых для совершения волевого действия (ини­циативность, умение планировать, реши­тельность, внимательность, уверенность) и развитии навыка композиционного построения.

В заключении можно добавить, что резуль­таты исследования позволяют разра­бо­тать различные методики, направленные на ди­аг­ностику и коррекцию психологи­ческих характеристик, эмоциональных состояний, системы отношений, процессов самопоз­нания и самоактуализации и т. д., могут быть использованы для дальней­шего со­вер­шенствования и применения в индиви­дуальной консультативной практике и груп­повой арт-терапевтической работе в целях активизации волевых процессов. Разра­бо­танная программа цикла занятий может послужить основой про­граммы обучения специалистов в области психологического здоровья, плани­рующих применять компо­зиционный анализ в РОФ.

Литература
  1. Бурно М. Е. Терапия с помощью фото­графии // Практическое руководство по терапии творческим самовыражением / под ред. М. Е. Бурно. – М.: Академи­ческий проект, ОППЛ, 2002. – С. 577–581
  2. Вайзер Д. Техники ФотоТерапии: исследование секретов личных фотографий и семейных фотоальбомов / Джуди Вайзер; пер. с англ. – М.: Генезис, 2017
  3. Копытин А. Руководство по фототерапии /А. Копытин, Дж. Платтс. – М.: Когито-Центр, 2009
  4. Лебедева Л. Д. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии / Л. Д. Лебедева, Ю.В. Никоно­рова, Н. А. Тараканова. – СПб.: Речь, 2006
  5. Никитин В. Н. Арт-терапия: учебное пособие / В. Н. Никитин. – М.: Когито-Центр, 2014
  6. Никитин В. Н. Структурно-антропологи­ческий подход в арт-терапии: онтосинерге­тический метод / В. Н. Никитин // Клини­ческая и специальная психология. – 2014. – Том 3. № 2
  7. Семенова З. Ф. Психологические рисуночные тесты. Методика «Дом – Дерево – Человек» / З. Ф. Семенова, С.В. Семенова. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2009

Версия для печати:

Републикация части материала, не превышающей по объему 25% исходной статьи, допускается с обязательным указанием автора и гиперссылкой на адрес полнотекстового материала на сайте art-in-psychology.com
Републикация части материала, не превы­ша­ющей по объему 25% исходной статьи, допус­кается с обязательным указанием автора
и гиперссылкой на адрес полнотекстового материала на сайте art-in-psychology.com
При оформлении статьи использованы фотографии участников цикла занятий «Иной ракурс» (2018 г.).
Наверх