В настоящее время методология арт-терапии представляет собой интенсивно и динамично развивающуюся область психологического знания. Данное обстоятельство объясняет возросший интерес к проведению комплексных и междисциплинарных исследований в разработке и применении психологических приемов диагностики, консультирования, коррекции. Одним из актуальных вопросов в теории и практике арт-терапии остаётся понимание вербальной и невербальной репрезентации опыта автора как совокупности признаков, определяющих феномен нарратива. Наррация – повествовательный акт, который является естественным элементом и неотъемлемой частью интеракций терапевтического пространства. В этом процессе рождающийся нарратив автора исследуют разнопланово по функциям и значению. Тем не менее, для методологии арт-терапии, нарратив – новое понятие, в отношении которого нет единого мнения по анализу признаков проявления, критериев оценки, диагностирования. Данная работа обусловлена потребностью в создании новых стратегий исследования нарратива в арт-терапевтическом консультировании.
В психологию и терапию понятие «нарратив» вошло как междисциплинарное вместе с «лингвистическим поворотом» в области гуманитарных наук в 1980 годах. В современных направлениях психологии исследуется текст и его речевые единицы для изучения психологических особенностей автора (С. А. Сухих), главные темы сюжета и фабулы для анализа личности автора (В. Лабов, Дж. Валетский), художественный текст, для определения эмоционально-смысловой доминанты выраженности типов характера автора (В. П. Белянин), метафорический нарратив для развития личности автора (Т. Д. Зинкевич – Евстегнеева, А. В. Гнездилов). Научная новизна исследования, на которую опирается данная статья, состоит в том, что это принципиально иной взгляд на изучение теоретических и практических возможностей применения нарративного подхода в арт-терапевтическом консультировании. Мы полагаем, что нарратив (история автора) это целостный образ, имеющий структурно-композиционное построение.
Опираясь на теорию восприятия (Х. Эренфельс, А. Н. Леонтьев, Ф. Х. Олпорт, Дж. Брунер, Дж. Гибсон и другие) и структурно-антропологический подход (В.Н. Никитин) для понимания индивидуальных особенностей нарратива как композиционного построения мы обращаем своё внимание на свойства восприятия и его характеристики. Избирательность – это психический процесс, при котором из общей массы накопленного опыта выделяются наиболее значимые фигуры, а остальное «пространство» выступает для нее фоном. Избирательность восприятия определяется интересами, потребностями, установками и личностными качествами человека. Опираясь на это положение, мы можем предположить, что актуальное и второстепенное проявляется в образе наррации, который создает автор, будь то художественный текст, биографическое письмо, диалог, любая форма повествования, устная или письменная. Нарратив, тем самым, представляет собой личностную интерпретацию действительности. Автор описывает те фрагменты действительности явления, чувства, с которыми знаком, и развивает такие умозаключения, которые ему близки и понятны. Для наибольшего отражения своих чувств и действительности он использует языковые элементы описания, ассоциации и метафоры, наполненные субъективным значением. Соответственно, картина мира, отображенная в нарративе, выполненном в любой повествовательной форме, является репрезентацией личностного опыта мира автора, и тем самым отражает и личностные психологические характеристики автора.
Согласно исследованиям В. Н. Никитина и А. И. Лобанова, «О степени завершенности произведения можно говорить, исходя из анализа его признаков выразительности. Критерии выразительности композиции позволяют определить, на каком уровне возникает ошибка в восприятии проблемной ситуации» [1, с. 36]. Особенности личности творящего респондента исследуются на основе его способности к созданию целостного выразительного образа. Опираясь на систему критериев композиционного построения целостного образа, разработанную В.Н. Никитиным, мы определили стратегии структурно-образного моделирования нарратива.
В настоящее время методология арт-терапии представляет собой интенсивно и динамично развивающуюся область психологического знания. Данное обстоятельство объясняет возросший интерес к проведению комплексных и междисциплинарных исследований в разработке и применении психологических приемов диагностики, консультирования, коррекции. Одним из актуальных вопросов в теории и практике арт-терапии остаётся понимание вербальной и невербальной репрезентации опыта автора как совокупности признаков, определяющих феномен нарратива. Наррация – повествовательный акт, который является естественным элементом и неотъемлемой частью интеракций терапевтического пространства. В этом процессе рождающийся нарратив автора исследуют разнопланово по функциям и значению. Тем не менее, для методологии арт-терапии, нарратив – новое понятие, в отношении которого нет единого мнения по анализу признаков проявления, критериев оценки, диагностирования. Данная работа обусловлена потребностью в создании новых стратегий исследования нарратива в арт-терапевтическом консультировании.
В психологию и терапию понятие «нарратив» вошло как междисциплинарное вместе с «лингвистическим поворотом» в области гуманитарных наук в 1980 годах. В современных направлениях психологии исследуется текст и его речевые единицы для изучения психологических особенностей автора (С. А. Сухих), главные темы сюжета и фабулы для анализа личности автора (В. Лабов, Дж. Валетский), художественный текст, для определения эмоционально-смысловой доминанты выраженности типов характера автора (В.П. Белянин), метафорический нарратив для развития личности автора (Т. Д. Зинкевич – Евстегнеева, А. В. Гнездилов). Научная новизна исследования, на которую опирается данная статья, состоит в том, что это принципиально иной взгляд на изучение теоретических и практических возможностей применения нарративного подхода в арт-терапевтическом консультировании. Мы полагаем, что нарратив (история автора) это целостный образ, имеющий структурно-композиционное построение.
Опираясь на теорию восприятия (Х. Эренфельс, А. Н. Леонтьев, Ф. Х. Олпорт, Дж. Брунер, Дж. Гибсон и другие) и структурно-антропологический подход (В.Н. Никитин) для понимания индивидуальных особенностей нарратива как композиционного построения мы обращаем своё внимание на свойства восприятия и его характеристики. Избирательность – это психический процесс, при котором из общей массы накопленного опыта выделяются наиболее значимые фигуры, а остальное «пространство» выступает для нее фоном. Избирательность восприятия определяется интересами, потребностями, установками и личностными качествами человека. Опираясь на это положение, мы можем предположить, что актуальное и второстепенное проявляется в образе наррации, который создает автор, будь то художественный текст, биографическое письмо, диалог, любая форма повествования, устная или письменная. Нарратив, тем самым, представляет собой личностную интерпретацию действительности. Автор описывает те фрагменты действительности явления, чувства, с которыми знаком, и развивает такие умозаключения, которые ему близки и понятны. Для наибольшего отражения своих чувств и действительности он использует языковые элементы описания, ассоциации и метафоры, наполненные субъективным значением. Соответственно, картина мира, отображенная в нарративе, выполненном в любой повествовательной форме, является репрезентацией личностного опыта мира автора, и тем самым отражает и личностные психологические характеристики автора.
Согласно исследованиям В. Н. Никитина и А.И. Лобанова, «О степени завершенности произведения можно говорить, исходя из анализа его признаков выразительности. Критерии выразительности композиции позволяют определить, на каком уровне возникает ошибка в восприятии проблемной ситуации» [1, с. 36]. Особенности личности творящего респондента исследуются на основе его способности к созданию целостного выразительного образа. Опираясь на систему критериев композиционного построения целостного образа, разработанную В.Н. Никитиным, мы определили стратегии структурно-образного моделирования нарратива.