ИНТЕГРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ АРТ-ТЕРАПИИ

в работе с эмоционально-чувственным состоянием женщин
11.10.2019

Акту­альность данной темы обу­слов­лена воз­рас­та­ющим инте­ресом в пси­хо­ло­гии раз­ви­тия лич­ности к изу­че­нию эмо­цио­нальной сферы у мужчин и женщин, диаг­нос­тике эмо­цио­нальной зре­лости и кор­рек­ции эмо­цио­нально-чув­ствен­ного состо­яния лич­но­сти. Темы воз­мож­ных ген­дер­ных раз­ли­чий в сфере эмо­цио­нального про­яв­ле­ния доста­точно широко обсуж­да­ются в области общей пси­хо­ло­гии, воз­ра­стной пси­хо­ло­гии, акмео­логии, соци­аль­ной пси­хо­ло­гии, в связи с чем, востре­бован­ным оста­ется вопрос разра­ботки и при­мене­ния новых мето­дов в кор­рек­ции эмо­цио­нально-чувствен­ного состо­яния чело­века. В данной статье мы на пра­кти­ческих при­мерах разбе­рем при­мене­ние интег­ра­тивных мето­дов арт-терапии в диаг­нос­тике и кор­рекции эмо­цио­нально-чувствен­ного состо­яния женщин.

Акту­альность данной темы обу­слов­лена воз­рас­та­ющим инте­ресом в пси­хо­ло­гии раз­ви­тия лич­ности к изу­че­нию эмо­цио­нальной сферы у мужчин и женщин, диаг­нос­тике эмо­цио­нальной зре­лости и кор­рек­ции эмо­цио­нально-чув­ствен­ного состо­яния лич­но­сти. Темы воз­мож­ных ген­дер­ных раз­ли­чий в сфере эмо­цио­наль­ного про­яв­ле­ния доста­точно широко обсуж­да­ются в области общей пси­хо­ло­гии, воз­ра­стной пси­хо­ло­гии, акмео­логии, соци­аль­ной пси­хо­ло­гии, в связи с чем, востре­бован­ным оста­ется вопрос разра­ботки и при­мене­ния новых мето­дов в кор­рек­ции эмо­цио­нально-чувствен­ного состо­яния чело­века. В данной статье мы на пра­кти­ческих при­мерах разбе­рем при­мене­ние интег­ра­тивных мето­дов арт-терапии в диаг­нос­тике и кор­рекции эмо­цио­нально-чувствен­ного состо­яния женщин.

Арт-терапия
Чем нам инте­ре­сны име­нно инте­гра­ти­вные методы арт-тера­пии, и что будет зна­чить термин «инте­гра­ция» в данной области зна­ний? Инте­гра­ция озна­чает объе­дине­ние нескольких арт-тера­пе­вти­че­ских напра­вле­ний и ин­те­ре­сна она нам как спо­соб дости­же­ния более усто­йчи­вых и каче­ствен­ных результа­тов в психо­терапии. Дело в том, что с точки зре­ния онто­сине­рге­тиче­ского подхода, разра­ботан­ного фило­со­фом, пси­холо­гом и арт-тера­пе­втом В.Н. Ники­ти­ным, напра­вле­ния арт-тера­пии, как и спо­собы ее при­мене­ния, доста­то­чно много­обра­зны. Арт-тера­пия по сути – это работа с пси­хи­кой посре­дством искус­ства, после­днее же вклю­чает в себя самые разные напра­вле­ния: от живо­писи до театра; сле­дова­тельно, арт-тера­пия позво­ляет инте­гри­ро­вать несколько тво­рче­ских напра­вле­ний, расши­ряя тем самым сема­нти­че­ское поле и возмо­жности эмо­цио­нально-чувствен­ного само­выра­же­ния для респондента.

В.Н. Ники­тин выде­ляет несколько напра­вле­ний арт-тера­пе­вти­че­ской деятель­ности:
  1. Тера­пия визу­ально-пла­сти­че­скими худо­же­ствен­ными сре­дствами (тера­пия живо­пи­сью, рису­нком, гли­ноте­ра­пия, маско­тера­пия, фото­тера­пия и так далее).
  2. Дра­мате­ра­пия (психо­драма, playback, соци­одрама, симво­ло­драма, пла­сти­ко­драма).
  3. Музы­кальная тера­пия (тера­пия музы­кой, голо­со­вая тера­пия).
  4. Танце­вально-дви­гательная тера­пия.
  5. Ска­зко­тера­пия [3].

Когда в работе с респо­нде­нтом мы можем совме­стить разли­чные арт-тера­пе­вти­че­ские мето­дики, гра­мо­тно выстроив струк­туру работы, задей­ству­ется сразу несколько кана­лов воспри­ятия худо­же­ствен­ного образа, и результат полу­чае­тся более глу­бо­кий и устойчивый.

Идея сое­дине­ния разно­обра­зных видов искус­ства в тера­пии одно­вре­ме­нно поя­ви­лась у разли­чных авто­ров и пра­кти­ков, и мно­гие посте­пе­нно начали ее вне­дрять. Пси­хо­лог Гре­тхен Хульбут утве­рждает, что инте­рмо­дальная арт-тера­пе­вти­че­ская техника с использо­ва­нием глины, пас­тель­ных мелков и вербальных опи­са­ний в соче­та­нии с дру­гими видами про­води­мого в ста­цио­наре лече­ния может быть поле­зной для работы с пода­вля­емыми чувствами гнева, вины, стыда и дру­гими, свя­зан­ными с пере­несен­ными пси­хиче­скими травмами. Соче­та­ние арт-тера­пе­вти­че­ских техник спо­со­бствует, по мне­нию Хульбут, форми­рова­нию нового воспри­ятия про­шлых собы­тий. Это также зача­стую помо­гает паци­ентам осо­знать диз­адап­ти­вный харак­тер их реак­ций и посте­пенно выра­бо­тать новые копин­го­вые механизмы.

Эмо­цио­нальная сфера – генде­рные вопросы

В данной ста­тье мы обра­щае­мся к вли­янию арт-тера­пии на эмо­цио­нально-­чув­ст­вен­ное состо­яние женщин. Све­де­ния о генде­рных разли­чиях в сфере эмо­цио­нального интелле­кта – сово­ку­пности интелле­кту­альных спо­со­бно­стей к воспри­ятию и пере­жива­нию эмо­цио­нальной инфо­рма­ции – на совре­мен­ном этапе разви­тия науки доста­то­чно про­тиво­ре­чивы. Тем не менее, неко­то­рые иссле­дова­ния нахо­дят суще­ство­ва­ние генде­рных разли­чий по таким пара­ме­трам эмо­цио­нальной сферы как уро­вень депрес­сии (у женщин он выше, чем у мужчин), само­чу­вствие, акти­вно­сть, настро­ение (у женщин ниже); в тоже же время, по пока­зате­лям фру­стри­рован­ности зна­чи­мых разли­чий не выя­вля­лось (К.Н. Суха­нова). На осно­ва­нии этих данных мы делаем вывод, что генде­рные сте­рео­типы, воспи­та­ние и уста­но­вки при­во­дят к тому, что у мужчин и женщин эмо­цио­нальные про­блемы могут про­явля­ться по-разному. В связи с этим нам види­тся акту­альным иссле­до­вать осо­бен­ности корре­кции эмо­цио­нально-­чу­вствен­ного состо­яния женщин, при­ме­няя инди­виду­альный подход в группо­вых сессиях.

В целом женщин можно оха­ра­кте­ризо­вать как «эмо­цио­нально впе­ча­тли­тельных», а мужчин – «эмо­цио­нально усто­йчи­вых» (К.Н. Суха­нова). Осо­бая эмо­цио­нальная впе­ча­тли­тельно­сть, кото­рой обла­дают женщины, может стать для них как пре­иму­ще­ством в соци­альном и тво­рче­ском разви­тии, так и факто­ром, поро­жда­ющим дисба­ланс и нестабильно­сть.

Так как вопрос уме­ния спра­вля­ться со сво­ими эмо­ци­ями явля­ется акту­альным для разви­тия лично­сти, мы рассма­три­ваем при­мене­ние арт-тера­пе­вти­че­ских мето­дик, кото­рые позво­ляют мягко и безбо­ле­зне­нно субли­миро­вать разли­чные пере­жива­ния в тво­рче­ство. И здесь мы согла­сны с В.Н. Ники­ти­ным: «Тво­ре­ние есть акт действия, напра­влен­ный субъек­том на удо­вле­тво­ре­ние своей потре­бности в само­выра­же­нии, в пои­ске новых форм суще­ство­ва­ния. Творя, чело­век пре­одо­ле­вает в себе страх неи­зве­стного, нахо­дит в себе жизнен­ные силы… Пости­гая новое, чело­век готов к тра­нсгрес­сив­ному пере­ходу в воспри­ятии мира. Таким обра­зом, кре­ати­вное действие ста­нови­тся тера­пе­вти­че­ским инстру­ме­нтом в разре­ше­нии лично­стных про­блем субъекта».
Чем нам инте­ре­сны име­нно инте­гра­ти­вные методы арт-тера­пии, и что будет зна­чить термин «инте­гра­ция» в данной области зна­ний? Инте­гра­ция озна­чает объе­дине­ние нескольких арт-тера­пе­вти­че­ских напра­вле­ний и ин­те­ре­сна она нам как спо­соб дости­же­ния более усто­йчи­вых и каче­ствен­ных результа­тов в психо­терапии. Дело в том, что с точки зре­ния онто­сине­рге­тиче­ского подхода, разра­ботан­ного фило­со­фом, пси­холо­гом и арт-тера­пе­втом В.Н. Ники­ти­ным, напра­вле­ния арт-тера­пии, как и спо­собы ее при­мене­ния, доста­то­чно много­обра­зны. Арт-тера­пия по сути – это работа с пси­хи­кой посре­дством искус­ства, после­днее же вклю­чает в себя самые разные напра­вле­ния: от живо­писи до театра; сле­дова­тельно, арт-тера­пия позво­ляет инте­гри­ро­вать несколько тво­рче­ских напра­вле­ний, расши­ряя тем самым сема­нти­че­ское поле и возмож­ности эмо­цио­нально-чувствен­ного само­выра­же­ния для респондента.

В.Н. Ники­тин выде­ляет несколько напра­вле­ний арт-тера­пе­вти­че­ской деятель­ности:
  1. Тера­пия визу­ально-пла­сти­че­скими худо­же­ствен­ными сре­дствами (тера­пия живо­пи­сью, рису­нком, гли­ноте­ра­пия, маско­тера­пия, фото­тера­пия и так далее).
  2. Дра­мате­ра­пия (психо­драма, playback, соци­одрама, симво­ло­драма, пла­сти­ко­драма).
  3. Музы­кальная тера­пия (тера­пия музы­кой, голо­со­вая тера­пия).
  4. Танце­вально-дви­гательная тера­пия.
  5. Ска­зко­тера­пия [3].

Когда в работе с респо­нде­нтом мы можем совме­стить разли­чные арт-тера­пе­вти­че­ские мето­дики, гра­мо­тно выстроив струк­туру работы, задей­ству­ется сразу несколько кана­лов воспри­ятия худо­же­ствен­ного образа, и результат полу­чае­тся более глу­бо­кий и устойчивый.

Идея сое­дине­ния разно­обра­зных видов искус­ства в тера­пии одно­вре­ме­нно поя­ви­лась у разли­чных авто­ров и пра­кти­ков, и мно­гие посте­пе­нно начали ее вне­дрять. Пси­хо­лог Гре­тхен Хульбут утве­рждает, что инте­рмо­дальная арт-тера­пе­вти­че­ская техника с использо­ва­нием глины, пас­тель­ных мелков и вербальных опи­са­ний в соче­та­нии с дру­гими видами про­води­мого в ста­цио­наре лече­ния может быть поле­зной для работы с пода­вля­емыми чувствами гнева, вины, стыда и дру­гими, свя­зан­ными с пере­несен­ными пси­хиче­скими травмами. Соче­та­ние арт-тера­пе­вти­че­ских техник спо­со­бствует, по мне­нию Хульбут, форми­рова­нию нового воспри­ятия про­шлых собы­тий. Это также зача­стую помо­гает паци­ентам осо­знать диз­адап­ти­вный харак­тер их реак­ций и посте­пенно выра­бо­тать новые копин­го­вые механизмы.

Эмо­цио­нальная сфера – генде­рные вопросы

В данной ста­тье мы обра­щае­мся к вли­янию арт-тера­пии на эмо­цио­нально-­чув­ст­вен­ное состо­яние женщин. Све­де­ния о генде­рных разли­чиях в сфере эмо­цио­нального интелле­кта – сово­ку­пности интелле­кту­альных спо­со­бно­стей к воспри­ятию и пере­жива­нию эмо­цио­нальной инфо­рма­ции – на совре­мен­ном этапе разви­тия науки доста­то­чно про­тиво­ре­чивы. Тем не менее, неко­то­рые иссле­дова­ния нахо­дят суще­ство­ва­ние генде­рных разли­чий по таким пара­ме­трам эмо­цио­нальной сферы как уро­вень депрес­сии (у женщин он выше, чем у мужчин), само­чу­вствие, акти­вно­сть, настро­ение (у женщин ниже); в тоже же время, по пока­зате­лям фру­стри­рован­ности зна­чи­мых разли­чий не выя­вля­лось (К.Н. Суха­нова). На осно­ва­нии этих данных мы делаем вывод, что генде­рные сте­рео­типы, воспи­та­ние и уста­но­вки при­во­дят к тому, что у мужчин и женщин эмо­цио­нальные про­блемы могут про­явля­ться по-разному. В связи с этим нам види­тся акту­альным иссле­до­вать осо­бен­ности корре­кции эмо­цио­нально-­чу­вствен­ного состо­яния женщин, при­ме­няя инди­виду­альный подход в группо­вых сессиях.

В целом женщин можно оха­ра­кте­ризо­вать как «эмо­цио­нально впе­ча­тли­тельных», а мужчин – «эмо­цио­нально усто­йчи­вых» (К.Н. Суха­нова). Осо­бая эмо­цио­нальная впе­ча­тли­тельно­сть, кото­рой обла­дают женщины, может стать для них как пре­иму­ще­ством в соци­альном и тво­рче­ском разви­тии, так и факто­ром, поро­жда­ющим дисба­ланс и нестабильно­сть.

Так как вопрос уме­ния спра­вля­ться со сво­ими эмо­ци­ями явля­ется акту­альным для разви­тия лично­сти, мы рассма­три­ваем при­мене­ние арт-тера­пе­вти­че­ских мето­дик, кото­рые позво­ляют мягко и безбо­ле­зне­нно субли­миро­вать разли­чные пере­жива­ния в тво­рче­ство. И здесь мы согла­сны с В.Н. Ники­ти­ным: «Тво­ре­ние есть акт действия, напра­влен­ный субъек­том на удо­вле­тво­ре­ние своей потре­бности в само­выра­же­нии, в пои­ске новых форм суще­ство­ва­ния. Творя, чело­век пре­одо­ле­вает в себе страх неи­зве­стного, нахо­дит в себе жизнен­ные силы… Пости­гая новое, чело­век готов к тра­нсгрес­сив­ному пере­ходу в воспри­ятии мира. Таким обра­зом, кре­ати­вное действие ста­нови­тся тера­пе­вти­че­ским инстру­ме­нтом в разре­ше­нии лично­стных про­блем субъекта».
психолог, арт-терапевт
Экспе­ри­мент

Рассу­ждая в этом напра­вле­нии и форми­руя наше иссле­дова­ние, мы стре­мимся к побуж­де­нию у женщин инте­реса иссле­до­вать мир собствен­ных чувств посред­ством сое­дине­ния разли­чных мето­дов арт-тера­пии – все это смо­жет улуч­шить пси­хиче­ское здо­ро­вье женщин, позво­ляя достичь состо­яния вну­трен­него баланса, где будут ура­вно­ве­шены раци­ональные и эмо­цио­нальные эле­ме­нты. Опи­ра­ясь на онто­сине­рге­тиче­ский подход В.Н. Ники­тина и компо­зици­онный ана­лиз худо­же­ствен­ного образа, мы видим зна­чимость гармо­низа­ции «хаоса» и «поря­дка» в созда­нии образа инте­гра­ти­вными мето­дами арт-тера­пии в нашем исследовании.
Роль женщины в форми­рова­нии здо­ро­вого обще­ства имеет огро­мное зна­че­ние. В после­дних иссле­дова­ниях рассма­три­вае­тся вли­яние психо­эмо­цио­нального состо­яния женщины на форми­рова­ние ребе­нка (Г.Г. Филиппова). Пси­хоэ­моцио­нальный комфорт – то самое, крайне важное, но, к сожа­ле­нию, довольно сла­бое звено в жизни совре­мен­ной женщины. Осо­бе­нно акту­альны подо­бные вопросы в возра­сте от 25 до 35 лет, кото­рый в пси­холо­гиче­ской лите­ра­туре опи­сыва­ется как период лично­стной зре­ло­сти. Этот возраст свя­зан с созда­нием семьи, рожде­нием детей, ино­гда с выбо­ром между семьей и карье­рой. В такие моме­нты могут теряться вну­трен­ние точки опоры и гармо­ни­чное само­ощущение.

Так как эмо­цио­нально-чувствен­ный план непо­сре­дстве­нно свя­зан с миро­во­спри­ятием, теле­сно­стью, эмпа­тией и тво­рче­ством, то соо­тве­тстве­нно, неу­ме­ние распоз­на­вать и управ­лять сво­ими эмо­ци­ями может, как сле­дствие, отра­зи­ться на целом диа­па­зоне сфер жизни, осо­бе­нно в кри­зи­сном возра­сте [1]. Педа­гог и арт-тера­певт Людмила Лебе­дева счи­тает, что для выра­же­ния и про­ясне­ния трав­ми­рую­щего эмо­цио­нального состо­яния стоит воспользо­ваться име­нно невер­бальными сред­ствами, так как они наи­более аутентичны [2].

В про­веден­ном нами иссле­дова­нии уча­ство­вало 8 женщин в возра­сте от 25 до 40 лет. В запро­сах уча­стниц были такие темы как неу­верен­ность в себе, апа­тия, уста­ло­сть, стре­ссо­вая работа, непо­нима­ние своих потре­бно­стей, отсут­ствие пози­ти­вного образа сво­его тела. Заня­тия про­води­лись в закры­той группе с перио­дич­но­стью один раз в неделю. Пре­иму­ще­ства закры­той группы в том, что регу­лярные наблю­де­ния за эмо­цио­нальным раскры­тием посред­ством тера­пии дру­гих уча­стни­ков заня­тия воспри­нима­ются как ассо­циа­ти­вный отклик на свою собствен­ную проб­лему. Данное обсто­ятельство помо­гает раздви­нуть гра­ницы воспри­ятия уча­стни­ками себя и своей жизни. Помимо этого, группа обла­дает функци­ями соци­ального микро­мира, где возмо­жно моде­лиро­ва­ние системы вза­имо­отно­ше­ний, отра­жаю­щих модель пове­де­ния в обы­чных жизнен­ных ситу­ациях. Таким обра­зом, уча­стницы имеют возмо­жность рассмо­тре­ния своей пробле­ма­тики в расши­рен­ном спек­тре, сни­жая эмоцио­нальную тревожность.

Гла­вной целью данного курса явля­лась гармо­низа­ция эмо­цио­нально-чувствен­ного состо­яния всех уча­стниц. Поша­гово, посре­дством пра­кти­че­ской арт-тера­пии, задача была дости­гнута, и посте­пе­нно про­исхо­дила тра­нсфо­рма­ция эмоцио­нального состо­яния участниц.

Нам види­тся, что одним из клю­че­вых факто­ров, позво­ляю­щих доби­ться успеха, явля­ется инте­гра­ция техник и напра­вле­ний арт-тера­пии. На заня­тиях использо­ва­лась тера­пия изо­бра­зительным искус­ством, гли­ноте­ра­пия, ска­зко­тера­пия, пси­хо­драма, голо­со­вая и теле­сно-ори­енти­рован­ная тера­пия. Было очень инте­ре­сно наблю­дать за тем, как каждая уча­стница акту­али­зи­рует свое эмо­цио­нальное состо­яние через разли­чные мето­дики, как одни и те же при­знаки по-разному про­явля­ются, и как одни арт-тера­пе­вти­че­ские техники вызы­вают экспрес­сию, а дру­гие создают вну­трен­нее напря­же­ние. Каждая уча­стница про­шла собствен­ные этапы тра­нсфо­рма­ции, кото­рые вклю­чали и сопро­ти­вле­ние, и принятие.
­Разбе­рем конкре­тный при­мер одной из уча­стниц. На момент иссле­дова­ния ей было 25 лет, про­фес­сия – пси­хо­лог в сре­дней школе. Гла­вный запрос – стать более уве­рен­ной в себе, а также нау­чи­ться отстаи­вать свои инте­ресы и свой профе­с­сио­на­лизм в коллективе.

С первых заня­тий N чувство­вала эмо­цио­нальное напря­же­ние, была молча­лива. Она расска­зы­вала о себе и созда­вае­мых ею обра­зах очень четко, гро­мко и «пра­вильно». Вне­шний вид деву­шки, ее мимика и позы отра­жали пси­холо­гиче­скую ско­ва­нно­сть, что подтве­ржда­ется эмо­цио­нальным напря­же­нием по диа­гно­сти­че­ским методикам.

Первым зада­нием в группе было созда­ние ска­зки с помо­щью разли­чных фигу­рок-персо­на­жей. В каче­стве гла­вного действу­ющего лица N выбрала хру­стальную птицу, кото­рая по сюжету была зако­лдо­вана и не могла полу­чить сво­боду, в связи с чем, большую часть жизни нахо­ди­лась в кра­си­вой кра­сной коробке. Мои наво­дя­щие вопросы вывели деву­шку на то, что объек­ти­вных факто­ров несво­боды для птицы нет, она про­сто сама боится вырва­ться из плена. О чем нам гово­рит данное упра­жне­ние? О том, что N действи­тельно не хва­тало внут­рен­ней уве­рен­ности для преодо­ле­ния страха новизны и расши­ре­ния собствен­ной «зоны комфо­рта». В данном упра­жне­нии гла­вный персо­наж – птица, явля­ется обра­зом самой N, коро­бка – обстоя­тель­ствами, кото­рые ско­вы­вают девушку, кол­довство – субъек­тив­ным ощу­ще­нием N, что от нее ничего не зависит (рис. 1).

Одним из сле­дую­щих зада­ний был рису­ноч­ный тест «Образ себя». N снова нари­со­вала птицу, кото­рая, по сло­вам девушки, должна была полу­читься по-царски стат­ной, кра­си­вой и сво­бод­ной. Но на деле вышло, что птица сли­ва­лась с фоном. Можно ска­зать, что бес­соз­на­тельно девушка снова помес­тила птицу в клетку (рис. 2). На данном рису­нке фон конку­ри­рует с глав­ной фигу­рой, кото­рая оли­цет­во­ряет саму N. То есть на девушку снова давят обстоя­тельства, она сло­вно «тонет» в них.

В про­цессе груп­по­вого разбора рисунков N была удив­лена тем, что попытка нари­со­вать сво­бод­ную птицу не полу­ча­лась. Я отме­тила, что уже не первый раз девушка стре­ми­тся про­явить образ суще­ства с крыльями, то есть ей не хва­тает в жизни ощу­ще­ния полета и внут­рен­ней свободы.
Евгения Песенникова, психолог, арт-терапевт
Евгения Песенникова, психолог, арт-терапевт
Рис. 2. «Золотой сон»
Рис. 1. «Заколдованная птица»
Евгения Песенникова, психолог, арт-терапевт
Евгения Песенникова, психолог, арт-терапевт
Рис. 3. «Царица»
Рис. 4. «Я на летней полянке»
Евгения Песенникова, психолог, арт-терапевт
Рис. 1. «Заколдованная птица»
Евгения Песенникова, психолог, арт-терапевт
Рис. 2. «Золотой сон»
Евгения Песенникова, психолог, арт-терапевт
Рис. 3. «Царица»
Евгения Песенникова, психолог, арт-терапевт
Рис. 4. «Я на летней полянке»
­Несколько заня­тий были посвя­щены работе с вну­трен­ним ребе­нком, личным гра­ни­цам и образу сво­его кри­тика. Здесь при­меня­лись песо­чная тера­пия, пси­хо­драма, работа с мета­фори­че­скими картами и голо­со­вая тера­пия. Рису­но­чная диаг­нос­тика и ее разбор пока­зали, что для N акту­альным вопро­сом на данный момент явля­ется пони­ма­ние своих гра­ниц. Далее в про­це­ссе работы в психо­ло­гиче­ской песо­чнице, когда нужно было занять свое место в ней, девушка реши­лась тве­рдо оче­ртить личную терри­то­рию на песке и никому ее не усту­пать. Это был мале­нький успех. Также в про­це­ссе работы выя­сни­лось, что N стре­мится выгля­деть более серьезной и взро­слой, при этом ей сло­жно понять свои потреб­но­сти. Но ока­за­лось, что име­нно в состо­янии внут­рен­него ребе­нка заклю­чается огромное коли­че­ство ресурсов и талантов N. Позво­лив себе выгля­деть немного нелепо бла­го­даря упра­жне­нию «Абра­када­бра» (разго­вор на несу­ще­ству­ющем языке) из голо­со­вой тера­пии, деву­шка про­жи­вала иные чувства, более сво­бодные. Также у нее пре­кра­сно полу­чи­лось рабо­тать через психо­драму, она искренне вклю­ча­лась и погру­жа­лась в про­цесс «сце­ниче­ской игры», позволяя своим эмо­циям про­яв­ляться. После активных твор­че­ских заня­тий группе было пред­ло­жен еще один рису­ночный тест – «Кара­кули». Задача теста хао­тично разри­со­вать лист, а затем найти в данных кара­ку­лях худо­же­ствен­ный образ и осо­зна­нно про­рисо­вать и раскра­сить его. N снова уви­дела образ птицы. Но в этой птице уже дейст­ви­тельно чувство­ва­лось состо­яние полета и внут­ренняя сво­бода (рис. 3).

Последним зада­нием на курсе стал рису­ноч­ный тест «Авто­по­ртрет» (рис. 4). N нари­со­вала себя в образе маленькой дево­чки на зеле­ной лужа­йке. Здесь фигура уже не конку­риро­вала с фоном. В отли­чие от самого первого рисунка, поя­ви­лась четкая про­рисо­вка, картина с более четкими гра­ни­цами. В образе уже нет крыльев, и это может гово­рить о том, что потре­бность во внут­рен­ней сво­боде пере­стала быть настолько острой. N держит этот символ полета в своих руках, то есть вме­сто острой нео­бхо­димости в сво­боде, кото­рую она не могла полу­чить по ее пре­дста­вле­ниям из-за давя­щих обсто­ятельств (см. рис. 1, 2), деву­шка при­хо­дит к пони­ма­нию, что ее сво­бода – это ее личный выбор, и все в ее руках.

Интеграти­вные методы арт-терапии работают индуктивно

Подводя итоги данного иссле­дова­ния, хоче­тся отме­тить, что каждая уча­стница арт-тера­пе­вти­че­ской группы имеет изме­не­ния в эмо­цио­нально-чувствен­ном состо­янии, что подтверждают диа­гно­сти­че­ские мето­дики в конце иссле­дова­ния и отзывы самих уча­стниц по переме­нам в само­оце­нке, личных отношениях, про­фе­сси­ональной деятельности. Инте­гра­ти­вные методы арт-­те­ра­пии рабо­тают инду­кти­вно. Они соби­рают из локальных погру­же­ний в образы пере­жива­ний цельную и объе­кти­вную карти­нку, параллельно тра­нсфо­рми­руя ее. Таким обра­зом, в нашем иссле­дова­нии были изу­чены осо­бен­ности воздей­ствия инте­гри­рован­ного подхода в арт-тера­пии на женщин, также были зафи­кси­ро­ваны изме­не­ния эмо­цио­нально-чувствен­ного состо­яния женщин посре­дством использо­ва­ния техник арт-тера­пии в закры­той группе. В работе пока­зано, что через погру­же­ние в тво­рче­ский про­цесс возмо­жно полу­чить ауте­нти­чный опыт, позво­ляю­щий гармо­низи­ро­вать сферу эмо­ций и чувств. Активная твор­че­ская дея­тельно­сть, само­ре­фле­ксия, а также группо­вая обра­тная связь яви­лись фунда­ме­нтом для сня­тия пси­холо­гиче­ского напря­же­ния и глу­бин­ного погру­же­ния в мир собствен­ных чувств, что необ­хо­димо для дости­же­ния состо­яния целостности.

Результаты собствен­ного тво­рче­ства открыли для женщин иссле­дуе­мой группы новые экзи­сте­нци­альные смы­слы и спро­воци­ро­вали целую гамму пози­ти­вно окра­шен­ных эмо­ций. К ним можно отне­сти: цело­стное воспри­ятие себя и мира, форми­рова­ние пози­ти­вного образа сво­его тела, повы­ше­ние уро­вня само­ре­фле­ксии, ощу­ще­ние собствен­ной ценно­сти, форми­рова­ние здо­ро­вых пси­холо­гиче­ских гра­ниц, транс­фор­ма­цию созна­ния и пере­стройку струк­тур психики, что озна­чает пере­ход на каче­стве­нно иной уро­вень жизни.

Лите­ра­тура:
  1. Баер У. Тво­рче­ская тера­пия – Тера­пия тво­рче­ством (Тео­рия и прак­тика пси­хоте­ра­пии, использу­ющей разно­обра­зные формы тво­рче­ской акти­вно­сти) / У. Баер; пер. с нем. Е. Кли­мо­вой и В. Кома­ро­вой. – М.: Неза­виси­мая фирма «Класс», 2015
  2. Лебе­дева Л.Д., Нико­но­рова Ю. В., Тара­ка­нова Н. А. Энци­кло­пе­дия при­зна­ков и инте­рпре­та­ций в про­екти­вном рисо­ва­нии и арт-тера­пии / Л. Д. Лебе­дева, Ю.В. Нико­но­рова, Н.А. Тара­ка­нова. – СПб.: Речь, 2006
  3. Ники­тин В.Н. Арт-тера­пия: уче­бное посо­бие / В.Н. Ники­тин. – М.: Когнито-Центр, 2014
  4. Ники­тин В.Н., Цанев П. Образ и созна­ние в арт-тера­пии / В.Н. Ники­тин, П. Цанев. – София: Изд-во Болга­рская наци­ональная худо­же­ствен­ная ака­де­мия, 2017
  5. Суха­нова К.Н. Генде­рные аспе­кты эмо­ций. Сбо­рник. Тезисы Между­наро­дной научно-пра­кти­че­ской конфе­ре­нции сту­де­нтов и аспи­ра­нтов «Пси­холо­гия XXI века» / Под ред. А.А. Кры­лова. – СПб.: Изда­тельство С.‑ Пете­рбу­ргского уни­ве­рси­тета, 2001
­Несколько заня­тий были посвя­щены работе с вну­трен­ним ребе­нком, личным гра­ни­цам и образу сво­его кри­тика. Здесь при­меня­лись песо­чная тера­пия, пси­хо­драма, работа с мета­фори­че­скими картами и голо­со­вая тера­пия. Рису­но­чная диаг­нос­тика и ее разбор пока­зали, что для N акту­альным вопро­сом на данный момент явля­ется пони­ма­ние своих гра­ниц. Далее в про­це­ссе работы в психо­ло­гиче­ской песо­чнице, когда нужно было занять свое место в ней, девушка реши­лась тве­рдо оче­ртить личную терри­то­рию на песке и никому ее не усту­пать. Это был мале­нький успех. Также в про­це­ссе работы выя­сни­лось, что N стре­мится выгля­деть более серьезной и взро­слой, при этом ей сло­жно понять свои потреб­но­сти. Но ока­за­лось, что име­нно в состо­янии внут­рен­него ребе­нка заклю­чается огромное коли­че­ство ресурсов и талантов N. Позво­лив себе выгля­деть немного нелепо бла­го­даря упра­жне­нию «Абра­када­бра» (разго­вор на несу­ще­ству­ющем языке) из голо­со­вой тера­пии, деву­шка про­жи­вала иные чувства, более сво­бодные. Также у нее пре­кра­сно полу­чи­лось рабо­тать через психо­драму, она искренне вклю­ча­лась и погру­жа­лась в про­цесс «сце­ниче­ской игры», позволяя своим эмо­циям про­яв­ляться. После активных твор­че­ских заня­тий группе было пред­ло­жен еще один рису­ночный тест – «Кара­кули». Задача теста хао­тично разри­со­вать лист, а затем найти в данных кара­ку­лях худо­же­ствен­ный образ и осо­зна­нно про­рисо­вать и раскра­сить его. N снова уви­дела образ птицы. Но в этой птице уже дейст­ви­тельно чувство­ва­лось состо­яние полета и внут­ренняя сво­бода (рис. 3).

Последним зада­нием на курсе стал рису­ноч­ный тест «Авто­по­ртрет» (рис. 4). N нари­со­вала себя в образе маленькой дево­чки на зеле­ной лужа­йке. Здесь фигура уже не конку­риро­вала с фоном. В отли­чие от самого первого рисунка, поя­ви­лась четкая про­рисо­вка, картина с более четкими гра­ни­цами. В образе уже нет крыльев, и это может гово­рить о том, что потре­бность во внут­рен­ней сво­боде пере­стала быть настолько острой. N держит этот символ полета в своих руках, то есть вме­сто острой нео­бхо­димости в сво­боде, кото­рую она не могла полу­чить по ее пре­дста­вле­ниям из-за давя­щих обсто­ятельств (см. рис. 1, 2), деву­шка при­хо­дит к пони­ма­нию, что ее сво­бода – это ее личный выбор, и все в ее руках.

Интеграти­вные методы арт-терапии работают индуктивно

Подводя итоги данного иссле­дова­ния, хоче­тся отме­тить, что каждая уча­стница арт-тера­пе­вти­че­ской группы имеет изме­не­ния в эмо­цио­нально-чувствен­ном состо­янии, что подтверждают диа­гно­сти­че­ские мето­дики в конце иссле­дова­ния и отзывы самих уча­стниц по переме­нам в само­оце­нке, личных отношениях, про­фе­сси­ональной деятельности. Инте­гра­ти­вные методы арт-­те­ра­пии рабо­тают инду­кти­вно. Они соби­рают из локальных погру­же­ний в образы пере­жива­ний цельную и объе­кти­вную карти­нку, параллельно тра­нсфо­рми­руя ее. Таким обра­зом, в нашем иссле­дова­нии были изу­чены осо­бен­ности воздей­ствия инте­гри­рован­ного подхода в арт-тера­пии на женщин, также были зафи­кси­ро­ваны изме­не­ния эмо­цио­нально-чувствен­ного состо­яния женщин посре­дством использо­ва­ния техник арт-тера­пии в закры­той группе. В работе пока­зано, что через погру­же­ние в тво­рче­ский про­цесс возмо­жно полу­чить ауте­нти­чный опыт, позво­ляю­щий гармо­низи­ро­вать сферу эмо­ций и чувств. Активная твор­че­ская дея­тельно­сть, само­ре­фле­ксия, а также группо­вая обра­тная связь яви­лись фунда­ме­нтом для сня­тия пси­холо­гиче­ского напря­же­ния и глу­бин­ного погру­же­ния в мир собствен­ных чувств, что необ­хо­димо для дости­же­ния состо­яния целостности.

Результаты собствен­ного тво­рче­ства открыли для женщин иссле­дуе­мой группы новые экзи­сте­нци­альные смы­слы и спро­воци­ро­вали целую гамму пози­ти­вно окра­шен­ных эмо­ций. К ним можно отне­сти: цело­стное воспри­ятие себя и мира, форми­рова­ние пози­ти­вного образа сво­его тела, повы­ше­ние уро­вня само­ре­фле­ксии, ощу­ще­ние собствен­ной ценно­сти, форми­рова­ние здо­ро­вых пси­холо­гиче­ских гра­ниц, транс­фор­ма­цию созна­ния и пере­стройку струк­тур психики, что озна­чает пере­ход на каче­ст­венно иной уро­вень жизни.

Лите­ра­тура:
  1. Баер У. Тво­рче­ская тера­пия – Тера­пия творче­ством (Тео­рия и прак­тика пси­хоте­ра­пии, использу­ющей разно­обра­зные формы тво­рче­ской акти­вно­сти) / У. Баер; пер. с нем. Е. Кли­мо­вой и В. Кома­ро­вой. – М.: Неза­виси­мая фирма «Класс», 2015
  2. Лебе­дева Л.Д., Нико­но­рова Ю. В., Тара­ка­нова Н. А. Энци­кло­пе­дия при­зна­ков и инте­рпре­та­ций в про­екти­вном рисо­ва­нии и арт-тера­пии / Л. Д. Лебе­дева, Ю.В. Нико­но­рова, Н.А. Тара­ка­нова. – СПб.: Речь, 2006
  3. Ники­тин В.Н. Арт-тера­пия: уче­бное посо­бие / В.Н. Ники­тин. – М.: Когнито-Центр, 2014
  4. Ники­тин В.Н., Цанев П. Образ и созна­ние в арт-тера­пии / В.Н. Ники­тин, П. Цанев. – София: Изд-во Болга­рская наци­ональная худо­же­ствен­ная ака­де­мия, 2017
  5. Суха­нова К.Н. Генде­рные аспе­кты эмо­ций. Сбо­рник. Тезисы Между­наро­дной научно-пра­кти­че­ской конфе­ре­нции сту­де­нтов и аспи­ра­нтов «Пси­холо­гия XXI века» / Под ред. А.А. Кры­лова. – СПб.: Изда­тельство С.‑ Пете­рбу­ргского уни­ве­рси­тета, 2001

Версия для печати:

Републикация части материала, не превышающей по объему 25% исходной статьи, допускается с обязательным указанием автора и гиперссылкой на адрес полнотекстового материала на сайте art-in-psychology.com
Републикация части материала, не превы­шающей по объему 25% исходной статьи, допускается с обязательным указанием автора и гиперссылкой на адрес полнотекстового материала на сайте art-in-psychology.com
Наверх